Все больше тратим на рестораны и развлечения
Структура потребительских расходов за последнее время серьезно изменилась.Первое, что бросается в глаза, — резкое снижение расходов на покупку продуктов питания. Если в 2000 году москвичи тратили на них свыше 41 процента семейного бюджета, то в прошлом, который считается кризисным, только 29. — Это не значит, что мы стали меньше есть, — объясняет финансовый аналитик Агван Микаелян. — В номинальном, то есть рублевом, выражении расходы на продукты не снижаются, а часто даже растут, потому что сами продукты дорожают. Но если наши реальные денежные доходы увеличиваются, то доля продуктов в расходах, разумеется, снижается. Кстати, судя по таблице, москвичи лучше всего жили в кризисном 2009 году. Расходы на продукты составляли в среднем пятую часть семейного бюджета. А расходы на покупку непродовольственных товаров в этом году были самыми высокими с начала ХХI века. — Возможно, что москвичи, стремясь сберечь средства, просто вкладывали их в товары долгосрочного потребления: бытовую технику, автомобили, одежду — ну, скажем, шубы, — считает эксперт. — Это довольно распространенный в России способ сохранения средств. Вспомните, в 2015-м многие бросились скупать бытовую технику, чтобы потом ее перепродать. Но сделать это, как правило, не смогли. Еще один явный тренд: за последние 16 лет мы резко (более чем в 1,5 раза) увеличили расходы на оплату услуг и развлечений. А расходы на рестораны и вообще питание вне дома выросли максимально — аж в 5,7 раза. — Структура расходов год от года меняется, но в целом тенденция налицо: мы все меньше тратим на питание и все больше на, скажем так, «достойную жизнь», — считает кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Петрищев. — Вряд ли мы стали больше пить. Да, доля расходов на алкоголь с 2009 года выросла вдвое. Но я считаю, москвичи просто стали покупать более дорогие напитки: например, вино и коньяк вместо водки. При этом мы чаще ходим в кино и театры, на различные концерты, в салоны красоты и фитнес-центры. Чаще посещаем рестораны. Хотя, как пояснил эксперт, большая часть расходов на питание вне дома — это не кутеж в каком-нибудь «Пушкине», а обычные бизнес-ланчи за 300–350 рублей. Но сам факт того, что все большее количество москвичей могут их себе позволить, говорит о росте их благосостояния. — В то же время тренд последних четырех лет — рост доли расходов на продукты в семейном бюджете — довольно тревожный, — заявил Петрищев. — Возможно, правда, уже в нынешнем году эта доля начнет медленно сокращаться. Потому что доходы москвичей, согласно данным того же Росстата, в целом начинают расти. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!