Войти в почту

Штрафы снимут с поезда

Ответственность ОАО РЖД за сроки перевозки может серьезно снизиться — депутаты Госдумы хотят уменьшить штрафы для железнодорожников. Если сейчас монополия платит по 9% стоимости перевозки за сутки просрочки вплоть до полной потери дохода, то по новым правилам пеня упадет до 6% и не превысит 30% платы. Участники рынка опасаются, что в результате ОАО РЖД потеряет стимул для повышения надежности доставки грузов, риск этого признают и в правовом управлении Госдумы.

Власти снизят штрафы для РЖД за просроченную доставку
© Коммерсантъ

Как стало известно “Ъ”, в Госдуму может быть внесен проект поправок к уставу железнодорожного транспорта, которые заметно снижают размер пени, взыскиваемой с ОАО РЖД за просрочку доставки груза или порожних вагонов. Сейчас пеня за каждые сутки просрочки составляет 9% платы за перевозку вплоть до 100%. В проекте поправок суточная пеня снижена до 6% и установлен предел ее общего размера в 30% провозной платы.

Автор документа депутат Владимир Афонский в пояснительной записке объясняет: нужно гармонизировать российские нормы с законодательствами стран—членов ЕЭС и Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), где ответственность, как правило, начинается с 6% платы за перевозку и ограничена 30%. Но в заключении правового управления Госдумы отмечается, что снижение пени и ее предельного размера «негативно скажется на стимулировании перевозчика надлежащим образом исполнить свои обязательства».

Условия доставки грузов ужесточились для ОАО РЖД в 2003 году, когда предел общего размера пени увеличили с 50% до 100% стоимости перевозки. В ОАО РЖД уверяют, что за последние годы монополия существенно повысила надежность доставки. «В 2016 году в установленные сроки доставлено 96,7% груженых отправок, с начала года — 97,5%,— поясняют в ОАО РЖД.— Соответственно, снизился и объем претензий за просрочку». Один из участников рынка уточняет, что раньше у ОАО РЖД была «масса проблем с доставкой вовремя», то сейчас «по грузам сроки плюс-минус исполняются», а основной объем пени начисляется по претензиям операторов в рамках перевозки порожних вагонов.

Это подтверждает и статистика самого ОАО РЖД, приведенная в материалах к заседанию экспортно-консультативного совета Госдумы на прошлой неделе.

С 2014 по 2016 год общий объем взысканной с ОАО РЖД пени за просрочку сократился с 7,6 млрд до 1,8 млрд руб. При этом наибольший вес в общей сумме поданных исков приходится на операторов. В 2014 году 10% рассмотренных исков и 20% в общей их сумме приходилось на Первую грузовую компанию (ПГК) Владимира Лисина, в 2016 году 27% суммы взыскивал «Газпромтранс», 25% — «РН-Транс». Собеседник “Ъ” на рынке добавляет, что если грузоотправители выставляют претензии в соответствии с уставом, то между ОАО РЖД и операторами существует джентльменское соглашение о непредъявлении всего объема претензий. Действительно, в ПГК, например, “Ъ”, сообщили, что с 2014 года руководство компании «в целях развития партнерских отношений с ОАО РЖД» приняло решение вообще прекратить взыскивать пеню с перевозчика.

Но послабления для железнодорожников сильно беспокоят грузоотправителей. Собеседники “Ъ” среди них отмечают, что «логика инициативы выглядит по меньшей мере странной», поскольку неизбежно «повлечет снижение технологической и финансовой дисциплины ОАО РЖД и торможение развития отрасли». Вместо адекватных мер регулирования, подчеркивает один из грузоотправителей, наблюдаются «ставшие уже нормой для монополии преференции без учета потребностей остальных участников рынка».

Источник “Ъ” среди операторов считает, что в качестве компромисса можно было бы просто вернуться к порогу общего размера пени в 50% платы за перевозку. С одной стороны, поясняет он, если перевозка выполнена, пусть и с задержкой, перевозчик должен что-то за нее получить. С другой стороны, в случае, например, со скоропортящимся грузом задержка напрямую влияет на его качество. По нормативам срок, после которого груз считается утраченным, составляет два месяца, но и до этого он может полностью потерять свои качества. Синхронизация же с международными нормами, полагает собеседник “Ъ”,— аргумент, к которому прибегают слишком избирательно. Например, СМГС разрешает перевозку контейнеров в полувагонах, но в России запрет этого пролоббировал подконтрольный ОАО РЖД «Трансконтейнер», и международные стандарты не стали аргументом.