Войти в почту

«Зубры» и рифы российской морской оборонки

«Не продали нам французы «Мистрали» и - слава Богу, теперь свои прекрасные корабли начали строить», - такую оценку новинкам российского флота довелось услышать на 8-м Международном военно-морском салоне-2017. Он завершился в Петербурге в минувшее воскресенье, собрав у стендов и у причального комплекса Морского вокзала специалистов из 52 стран мира, в общей сложности - более 400 участников. Самыми активными были как обычно в последние годы делегации из Индии, Индонезии, Китая, Таиланда. Не отставали нынче от них и представители Алжира, Вьетнама, Шри-Ланки, Бразилии, Перу, Уругвая. Везде успевали: и на «круглых столах» участвовать, и в конференциях, и вести переговоры с потенциальными партнерами. Но больше всего времени проводили на кораблях. С бразильцами корреспондент «СП» поднялась на борт нового российского десантного судна проекта A223. Оно рассчитано на решение такой непростой задачи, как доставка на необорудованный берег 150 морских пехотинцев и до четырех грузовиков «Урал-4320». Развивает скорость до 40 узлов, волнение до пяти баллов и мелкобитый лед ему не помеха. Бразильцы провели на «десантнике» более часа. Куда только не заглянули, о чем только не расспросили членов экипажа! Поинтересовалась у одного из наших офицеров, сопровождавшего делегацию: понравилось ли бразильцам судно? «Понравилось настолько, что готовы сразу забрать его с собой!», - был ответ. Привлекли внимание иностранных гостей и корвет проекта 20382 «Тигр», корабельный комплекс ракетного оружия с крылатой ракетой «Яхонт», интегрированные ракетные системы «Калибр-ПЛЭ» (Club-S) и «Калибр-НКЭ» (Club-N)… Посмотришь - как будто успешно развивается в России морская «оборонка». Если сравнивать с началом 2000-х годов - прорыв очевидный. Наши подводные лодки, сторожевые корабли различных классов, корабли на воздушной подушке (особенно проекта 12322 «Зубр» - самый большой в мире в своем классе) бьют рекорды спроса у зарубежных заказчиков. С другой стороны, не раз за те дни, что длился «МВМС-2017» приходилось слышать и от корабелов, и от моряков о проблемах, мешающих выйти в число лидеров мирового рынка вооружения. А там в приоритете сейчас нанотехнологии. В частности - боевая и вспомогательная робототехника, интеллектуальное оружие и многое другое. - На возвращение в число лидеров нужно время, - считает Дмитрий Шугаев, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС РФ). – Мы же за последние три года в основном решали задачи по эффективному противодействию антироссийским санкциям. Особенно это касается импортозамещения, преодоления международных банковских и страховых ограничений, а также последствий разрушения исторических кооперационных связей с оборонными предприятиями Украины. В целом справились. Излучает оптимизм и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. По его словам, «ВМФ РФ делает основной акцент на «мускулистые» корабли меньшего водоизмещения, при этом способные нести большое количество вооружений. То есть наш условный корвет меньшего водоизмещения должен быть по мощи равен условному крейсеру, который находится на вооружении в западных ВМС». При этом «эффективность применения отечественных вооруженных сил на основе принципа оборонительной достаточности гарантирует, что никто не рискнет начать войну против РФ». Всё так. Но вот что смущает. Ни вице-премьер Рогозин, ни глава ФСВТС РФ Шугаев, ни другие официальные лица, бывшие на МВМС-2017 и много там выступавшие, ни словом не обмолвились о дефиците кадров в профильных ЦКБ, НИИ, на предприятиях. Даже не заикнулись о срыве программы госвооружения в части, касающейся флота, о большой недогрузке корабелов заказами. В частности, «СП» уже рассказывала о проекте нового 200-метрового атомного эсминца «Лидер» с двумя сотнями ракет на борту. Его планировалось начать строить на питерском заводе «Северная верфь». Специально под этот заказ предполагалось модернизировать производственные площади предприятия. Однако никакого «Лидера», как недавно выяснилось, в обозримой перспективе у России не будет. Нет на это средств. Кстати, макет данного эсминца демонстрировался на 7-м Военно-морском салоне в 2015 году. О нем («Лидере») тогда тоже много говорили, называли проект «прорывным». А сейчас, спустя два года, пытаются убедить, что он «в сущности, особенно флоту и не нужен». Так, по крайней мере, объясняют ситуацию в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Глядя нынче на новейшие модели боевых кораблей, в частности, вызвавшего у специалистов и публики большой интерес проект корвета «Бриз», невольно задаешься вопросом: не постигнет ли и их судьба несостоявшегося «Лидера»? «Бриз» разработали в Крыловском государственном научном центре. Водоизмещение корвета – 1980 тонн, скорость полного хода – 30 узлов, автономность – 15 суток. Он выделяется мощной противовоздушной обороной: 16 управляемых ракет большой и 32 малой дальности. Предполагается, что корабли будут оснащены различными типами вертикальных пусковых установок ракетного оружия. Впечатляет? Да! Будет ли сделано?.. Как медленно реализуют у нас «передовые проекты» хорошо знают в Крыму. Когда несколько месяцев назад Феодосийский судостроительный завод «Море» получил заказ на производство сразу 20 многоцелевых кораблей «Сапсан» для морских пограничников, сотрудники радовались: наконец-то настоящее дело! И заработок обещал быть хорошим. При среднемесячной зарплате в 30 тысяч рублей и высоких ценах на все и вся в регионе, у «Моря» появлялся шанс поправить финансовое положение своего персонала. Радость, однако, оказалась преждевременной. - От заказа на 20 «Сапсанов» осталось в итоге всего два корабля, - грустно констатирует Олег Киреев, начальник отдела предприятия. – На производство остальных, сказали нам, пока нет средств. «СП»: - И как выживаете? - Недавно наш завод подключили к программе строительства трех корпусов для малых ракетных кораблей. Первый скоро сдаем. Второй заложили минувшей весной. Ближе к зиме, надеемся, возьмемся за третий. Заказ небольшой, но мы и ему рады. «СП»: - Крупное у вас предприятие? - Когда-то на нем трудилось 7000 человек. Сейчас – 600. Набрать специалистов в принципе не так трудно, не все ещё разъехались. Но надо же загрузить их работой. А с работой проблема. Много времени ушло на бюрократические проволочки при переоформлении завода после возвращения Крыма в состав России. Сейчас стараемся как можно активнее заявлять о себе. Участвуем в конкурсах, предлагаем свою продукцию. Чем она хороша, так это тем, прежде всего, что адаптирована к акватории Черного моря. Недалеко от феодосийцев разместили свой небольшой стенд два предприятия города Бельцы, Молдавия: завод «Реут» и НИИ «Риф-аквааппарат». Эту республику не назовешь морской. Что, интересно, привлекло её представителей на МВМС-2017? - Впервые мы побывали на вашем салоне два года назад, как рядовые посетители, - рассказал Ефим Девятов, заместитель генерального директора АО «Реут». – Посмотрели, пообщались с коллегами из разных российских регионов и пришли к выводу, что нам жизненно важно участвовать в нем. Наше предприятие специализируется на выпуске гидроакустических приборов, эхалотов, лагов и другой морской техники. «СП»: - Во времена СССР ваш завод был, кажется, чуть ли не головным в своем деле? - Именно так – ведущим предприятием большой тогда страны. Работали на нем до 8 тысяч человек. Сейчас осталось не более 450. Выживаем, конечно, с трудом, сотрудничая с судостроительными заводами Петербурга и Северодвинска. Хотя с этим вашим импортозамещением рискуем остаться «на мели». Мы ведь для РФ теперь – иностранцы… «СП»: - В дни работы салона удалось заключить хоть один контракт? - Достигли договоренности о контрактах. Объемы предполагаемых поставок нашего оборудования не очень большие. Но мы любым рады. К диалогу присоединился Анатолий Мартынюк, главный конструктор НИИ «Риф-аквааппарат». - Наш институт с давних советских времен занимается разработкой измерительных систем для субмарин, - рассказал он. – Только раньше трудилось у нас полторы тысячи сотрудников, а сейчас 150. Тем не менее, стараемся, как сейчас говорят, быть в тренде. Среди наших новинок - гидроакустический лаг, основанный на использовании эффекта Доплера. Он способен измерять абсолютное значение скорости на глубине 4500 метров, что важно для навигации подводных аппаратов. «СП»: - Кто-то уже заинтересовался им? - На салоне многие подходили, расспрашивали, обменялись контактами. «СП»: - С комплектующими проблем нет? - Помогают россияне. Хотя с этим сейчас тоже непросто из-за вмешательства политики.

«Зубры» и рифы российской морской оборонки
© Свободная пресса