Трудовой путь обретет четкость
По новым поправкам в Трудовой кодекс, которые разработал Минтруд, работодателей могут обязать прописывать в договоре с сезонным работником условия его переезда к месту работы. По мнению Минтруда, это позволит лучше защитить права россиян, уезжающих на работу в отдаленную местность. Эксперты, напротив, считают уже существующие механизмы регулирования этого вопроса достаточно эффективными.
Работодателей могут обязать оплачивать проезд до места работы сезонным работникам — Минтруд разместил посвященные этому поправки в Трудовой кодекс на портале regulation.gov.ru. По 293-й статье ТК, сезонные работники — это те, кто привлекается для работ длительностью не более полугода из-за климатических или иных природных условий. Список работ, которые относятся к сезонным, определен еще постановлением НКТ СССР от 11 октября 1932 года и различными отраслевыми соглашениями работодателей и профсоюзов. В него входят сельхозработы, лесозаготовка, ирригация, добыча полезных ископаемых и ремонт. По оценкам доцента Института демографии Высшей школы экономики Никиты Мкртчяна, число таких работников в РФ не превышает 100–200 тыс. человек, и, по данным Росстата, за последние семь лет оно не изменилось. «В любом регионе сезонные работники едут из малых городов в крупные, а из Центрально-Черноземного и Поволжского регионов — еще и в северные районы»,— говорит он.
По словам заместителя главы Минтруда Любови Ельцовой, поправки смогут создать механизм обеспечения прав сезонных работников при их переезде к месту работ. Законопроект предполагает, что теперь работодатель будет обязан включать в трудовой договор с сезонным работником описание условий его переезда к месту работы и обратно по истечении срока договора. При этом работодатель будет обязан возместить работнику расходы, связанные с переездом и возвращением к месту проживания, если такое условие будет прописано в договоре. «Конкретные размеры возмещения расходов, связанных с переездом к месту выполнения сезонных работ и возвращением к месту проживания работника, определяются коллективным договором, или локальным нормативным актом, или трудовым договором, если иное не установлено Трудовым кодексом или иными нормативными актами»,— отметила госпожа Ельцова.
Если работодатель хочет оплатить сезонному работнику переезд к месту работы, то он и сейчас может это сделать, говорит Сергей Казаков, старший юрист юридической компании Sameta. «На мой взгляд, вводя более четкие требования о договоре сезонных работников, Минтруд надеется, что они с большей вероятностью получат от работодателя дополнительные средства на переезд — что в свою очередь приведет к росту налогооблагаемой базы»,— отмечает он. У бизнеса сейчас нет лишних средств, и все дополнительные расходы на переезд так или иначе будут закладываться в совокупный размер зарплаты работника, говорит Борис Любошиц, члена генсовета «Деловой России».
Ранее Минтруд уже предлагал механизм оплаты переезда для работников в рамках программы по стимулированию трудовой мобильности — она предусматривает субсидии до 225 тыс. руб. работодателям на покрытие транспортных расходов сотрудников. Согласно недавно подготовленному МВД проекту новой концепции миграционной политики на 2018–2020 годы, для переезжающих на Дальний Восток субсидия может вырасти до 1 млн руб.