Войти в почту

Spin it: как в России зарабатывают на модном увлечении спиннерами

МОСКВА, 6 июл — РИА Новости. Популярная игрушка спиннер бьет рекорды популярности в России. Небольшое и недорогое устройство крутят и школьники, и клерки, и руководители на важных совещаниях. Реагируя на бурный спрос, онлайн-магазины закупают у китайцев модные безделушки коробками за бесценок, и делают солидную выручку. Откуда взялись спиннеры, почему автор изобретения не получает от производителей ни копейки, и как выпуск востребованной игрушки наладили в России – в материале РИА Новости. В июне AliExpress сообщила: по объему продаж спиннеров Россия стала для нее вторым рынком в мире, уступив только США. Тысячи продавцов на площадке продают огромное количество вариаций этих простых механических устройств, по цене от 200 до 500 рублей. Самая популярная разновидность — это три- спиннер — пропеллер с металлическим подшипником в центре и тремя лепестками с утяжелителями для баланса и веса устройства. Различные виды спиннеров в одном из интернет-магазинов Откуда все пошло По одной из версий, этот несложный предмет придумала уроженка Флориды Кэтрин Хэттингер более 20 лет назад. Как продукт, который помогает успокоить нервы детям и взрослым, и снять стресс. В интервью журналу Money она рассказала, что в 1993-м году она запатентовала изобретение и пыталась договориться с крупнейшими производителями игрушек вроде Hasbro, но те отказали. В 2005 патент Хэттингер истек, и продлевать его она не стала – продукт не был никому интересен. Прошло десять лет, и спиннеры начали делать различные американские производители и частные лица, продавать разные версии этих устройств, патентный статус которых до сих пор не определен. В 2017 году журнал Forbes назвал спиннер "обязательной офисной игрушкой года", а Wired — новым кубиком Рубика и тамагочи. Литье и фрезеровка Когда пластиковые спиннеры набрали популярность в США, несколько американских компаний начали изготавливать их из металла – в отличие от большинства сегодняшних китайских поделок, это были качественные изделия, выполненные на высокоточном оборудовании. Волна популярности этих игрушек в Америке распространялась так быстро, что ее сразу же подхватили предприимчивые китайцы. Процентов 80% того, что представлено сейчас на российском рынке – это китайские спиннеры из пластика или металла, выполненные литьем. Специалисты уверяют: способ изготовления спиннеров напрямую влияет на их технические характеристики. "В случае с дешевыми спиннерами это не фрезеровка, не лазерная или гидроабразивная резка. Поэтому например, практически все модели китайского производства – кривые или с плохим балансом – они бьют в руке при вращении, хотя быть этого не должно", — объясняет Евгений Бычков, основатель стартапа ZeroGravity. Компания одной из первых в России угадала раскручивающийся тренд и наладила технологичное производство спиннеров в России. Вложения и прибыль По словам основателя проекта, темой спиннеров он заинтересовался, когда они еще не были столь популярны на Западе. "Первый спиннер попал мне в руки летом прошлого года. Знакомый привез из США металлическое изделие – самую распространенную модель с тремя лепестками. Мы сразу поняли – это перспективная вещь, и начали изучать технологию изготовления", — рассказал Бычков. Вместе с партнером Александром Прощалыгиным они закупили несколько станков для лазерной резки, фрезеровочных и шлифовальных установок, в том числе швейцарского производства. Всего в проект вложили несколько тысяч долларов, и организовали производство сначало в Орле, а позже переехали в Подмосковье. В продажу спиннеры ZeroGravity поступили в марте этого года. На старте розничная цена одного устройства составила 500 рублей, но из-за конкуренции со стороны китайских производителей ее пришлось снизить – до 350-ти рублей. Бычков признается: на старте себестоимость была очень высока, но при стоимости игрушке в 500 рублей, все равно были в прибыли – маржинальность составляла порядка 50%. Ставка на экологичность Ориентироваться решили на взрослую аудиторию, и делать спиннеры из древесины. Создатели указывают: в отличие от пластика неизвестного происхождения, и даже металла (в партии китайских металлических спиннеров европейские таможенники недавно нашли тяжелые металлы – ртуть и свинец), дерево – стопроцентно экологичный материал. Сейчас основная масса устройств, производимых компанией, спинеры из березы. А вообще для них подходит любая древесина – например, дуб. По словам Бычкова, бывают, что выполняют и специальные заказы – из редких пород деревьев. "Например, мы работали с деревом, стоимость кубометра которого составляет 1,6 млн рублей – это африканская бубинга. Но это уже для ценителей и тех, кто может себе позволить – стоимость одной такой болванки около 3 тысяч рублей. А прибавляя 30-40% к рознице – уже ощутимая сумма прибыли", — отмечает Бычков. Хайп-продукт и продажи В компании отмечают: знали заранее, что это будет "хайповый" продукт, а потому сумели быстро окупить затраты и выйти в прибыль – примерно за полтора месяца. В первый же месяц компания продала около 10 тысяч спинеров собственного производства, сейчас продает около — 45-50 тысяч штук в месяц. Каналы распространения у ZeroGravity самые разные – это и дистрибьюторы и розничные точки, и магазины гаджетов, и продавцы модных аксессуаров. Их спиннеры появляются в магазинах молодежной тематики – тех, что торгуют одеждой, роликами, скейтбордами, велосипедами и самокатами. Интересно, что тратиться на рекламу предпринимателям практически не пришлось. Продать себя им удалось на выставке электронных сигарет. "Мы даже сайтом особо не занимаемся – нас очень хорошо знают на рынке", — объясняет Бычков. При чем тут вейпы Западные производители спиннеров изначально пытались продвигать их в контексте вейп-тематики и позиционировали игрушку как стильный аксессуар любителей попарить. Эту идею им подкинули владельцы вейпов, которые выкладывали в интернет так называемые хэндчеки – фотографии со своими гаджетами в руках, на которых все чаще стали появляться и спиннеры.