­Проект Большого Екатеринбурга готов: какой будет первая уральская агломерация

Работа над проектом Большого Екатеринбурга началась в недрах администрации уральской столицы еще в начале 2000-х годов, однако основные принципы формирования агломерации были разработаны лишь в прошлом году. С тех пор региональные власти и руководство муниципалитетов, которые по замыслу авторов проекта, должны присоединиться к агломерации, ведут активные консультации. «Чтобы понять, в каком виде должна развиваться агломерация, мы делаем шесть общих карт», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» вице-губернатор, куратор проекта Александр Высокинский. Первой из них является общий экологический каркас. «Мы должны понимать, где у нас всегда должно быть чисто, где у нас сегодня уже грязно и какие из этого следуют ограничения. Например, такие ограничения есть вокруг Белоярской АЭС, очистных сооружений, скотомогильников, аэропорта или железной дороги. Другой пример – леса на западе Екатеринбурга, которые ни в коем случае нельзя трогать. Как только мы начинаем сносить леса, они перестают гасить ветер и мы можем получить ураганы, как в Москве. К тому же это наши легкие», – объяснил Высокинский. Вторая схема – транспортный каркас – вызвала немало споров. Так, вице-губернатор пояснил, почему не поддерживает расширение улицы Проезжей, ведущей в сторону Березовского. «Это улица, идущая через жилой район. Во всех этих домах уже прописано по пятьдесят человек на квадратный метр, расселение будет близко к стоимости пяти космических кораблей. Но когда мы ее построим, мы получим широкую улицу, идущую через жилой микрорайон и не дающую никакого развития», – считает Александр Высокинский. Вместо этого он предлагает обратить внимание на дорогу к Новосвердловской ТЭЦ. «Там можно повторить сделанное с «Росселевским трактом». А здесь на каждый рубль, потраченный на строительство, привлечено пять рублей частных инвестиций и получены разрешения еще на пять. Вся территория вокруг тракта пошла развиваться и развивать город», – заявил чиновник. Третий каркас – это инженерные сети (газ, вода, тепло), четвертый – социальная инфраструктура. В первую очередь будут строиться учреждения, которые могут обслуживать сразу несколько муниципалитетов. «Я являюсь сторонником того, что хоккейную арену надо строить на границе Екатеринбурга и Пышмы, хотя решение уже принято строить у телебашни. Но арена на границе городов начинает обрастать инфраструктурой, дает развитие территории», – приводит пример Высокинский. А именно стыки муниципалитетов являются наиболее проблемной территорией. «Нужно согласовать между двумя городами, что мы там будем развивать, чтобы земли не оставались деревней. Даже приезжие удивляются: Екатеринбург закончился, потом какой-то Шанхай, потом цветущая Пышма. Потому что Екатеринбург и Пышма развивают центры, а на окраинах – мертвые зоны», – говорит он. Принципы включают в себя также схему территориальной специализации городов. «Понятно, что Пышма и Орджоникидзевский район Екатеринбурга – промышленный кластер. Березовский – это и промышленность, и малый и средний бизнес, и рекреация. Но березовчанам надо принять решение, в каком городе они хотят жить. Потому что сейчас они делают урбанизированную застройку а-ля Академический, а я им говорю: это будет все что угодно, но не Березовский, в котором вы выросли. Арамиль – город, у которого есть окружная дорога, аэропорт, рядом проходит Транссиб. Там сам бог велел сделать логистическую зону. Среднеуральск – рекреация, малый и средний бизнес, производство овощей на избыточном тепле СУГРЭС», – рассказывает Высокинский. Наконец, обсуждался и список основных инвестпроектов «от открытия новых производств до единой схемы общественного транспорта».

­Проект Большого Екатеринбурга готов: какой будет первая уральская агломерация
© РИА "ФедералПресс"