Даже муха не пролетит: в России вступил в силу закон об обязательной регистрации беспилотников. При этом окончательные правила учета все еще не доработаны, а посвященный им сайт не действует. А владельцы дронов уже говорят о чрезмерном количестве бюрократических процедур, которые нужно пройти для регистрации аппарата. Как теперь регулируют небо над самой большой территорией мира? Коптер весом от 250 граммов, согласно поправкам в Воздушный кодекс, практически приравнивается к самолету. Поэтому ему нужны бортовые номера. Ставить беспилотники на учет должно подведомственное Минтрансу госпредприятие "ЗащитаИнфоТранс", которое выиграло конкурс на создание системы. Министерство направило на ее разработку в общей сложности 60 миллионов рублей, а вот окончательные правила пока не придумало. Поэтому и сайт еще не работает. "Мы будем технически готовы в любой момент к выходу постановления правительства, которое утвердит порядок учета", — говорит заместитель генерального директора ФГУП "ЗащитаИнфоТранс" Виктор Парахин. Так что пока можно только предполагать, что владелец дрона должен будет зайти на сайт, заполнить анкету — имя, телефон, адрес, — указать технические данные и серийный номер летательного аппарата. Потом по почте он получит радио метку. "В основе идентификации мы предлагаем использовать метки радиочастотной идентификации или RFID-метки, которые будут высылаться заказным отправлением собственнику", — продолжает Виктор Парахин. Одна из самых популярных моделей среди любителей и профессионалов видеосъемки с высоты птичьего полета весит более полутора килограммов. А значит, с сегодняшнего дня по закону армии коптерщиков должна поставить на учет свой "воздушный флот" — но сделать это не может. "Если почитать профильные форумы, то люди пишут, что их пока всех шлют. Большие бюрократические процедуры надо проходить, чтобы по закону взлететь. А тем более, там добавили, что если производить видеосьемку, там надо получать разрешение у ФСБ и Минобороны", — рассказывает Александр Мухин. Ответственность за непостановку на учет законом не предусмотрена, но в таком случае нельзя будет получить разрешение на использование воздушного пространства. А полеты без такого разрешения караются штрафом — 5 тысяч рублей. Так что каждый поднятый в воздух дрон теперь может оказаться вне закона. "Схватить за руку можно любого, а виноват он или нет, конечно, будет решать суд. Я советую, пока нет системы учета, можно воспользоваться системами учета ассоциаций. В частности, зарегистрировать свой дрон в ассоциации АЭРОНЕТ, там любой желающий может учесть свой беспилотник, это делается просто", — говорит генеральный директор компании-производителя беспилотных летательных аппаратов Олег Понфиленок. По словам экспертов, для нормального развития отрасли нужно просто ограничить полет коптеров определенной высотой и определить запретные зоны рядом со стратегическими объектами. Некоторые производители уже закладывают их в программы беспилотников. "В Америке создается единая система управления безопасностью полетов. Ее создает НАСА и еще частные организации. Сейчас мы тестируем прототип подобной системы управления воздушным пространством — это установка бесполетных зон, идентификация дронов, возможность полностью автономного применения", — говорит генеральный директор компании-разработчиков беспилотных летательных аппаратов Михаил Липатов. Разработчики компьютерных программ уже сейчас готовы предложить технологии по остановке нарушителей в воздухе. "Нужно будет разработать — но он уже есть на самом деле — стандарт обмена информацией. Чтобы дрон сообщал о себе, что он следует такому-то курсу, чтобы связать еще и большую авиацию с этим. Мы можем даже его выключить в воздухе, а можем посадить в нашу коробку, и она будет как штрафстоянка для этого дрона: заплати — получишь обратно", — продолжает Михаил Липатов. Но это, возможно, уже следующие шаги контроля над малыми летательными аппаратами, которые в последнее время доставляют проблемы большим воздушным судам. Так, в марте в аэропорту Хитроу аэробус А320 только по счастливой случайности избежал столкновения с дроном при посадке. При этом пилот обнаружил этот летательный аппарат на высоте около 3 тысяч метров.