Илья Кузнецов: Будущее не за углом
Когда говорят, что технологии будущего для рынка недвижимости "уже за углом", а консультантам и риэлторам это будущее уже сейчас копает благоустроенные могилы, я не верю. Это только кажется, что мы теперь в России "как все". На самом деле, российский рынок по-прежнему остается одним из наиболее закрытых, и именно поэтому некоторые уже работающие в странах Европы и США ноу-хау здесь невозможно представить. Даже те, которые собирают данные в анонимном формате. Например, CompStak в Нью-Йорке – старт-ап, собирающий данные по ставкам. Не "среднюю температуру", не "по мнению экспертов", а конкретные данные от конкретных арендаторов. Требуются данные только по этажу, который ты снимаешь последние три года? Есть. Однако чтобы их получить, нужно "отдавать" такие же данные на регулярной основе. Чем чаще участвуешь, тем на более подробную аналитику можешь рассчитывать взамен.Или вот другие технологии (пока также из будущего для нашего рынка) — я их называю "офисный booking.com". Заходишь на сайт, пишешь запрос — например, "офис на Манхэттене", в ответ выпадают десятки вариантов с самыми подробными описаниями. Но ценность ресурса в том, что тут же, на сайте, ты можешь подписать договор об аренде, внести аванс и въехать хоть через час. Для нас кажется удивительным, но по такой схеме сдаются не только коворкинги и небольшие пространства, но и обычные офисные помещения во вполне пристойных бизнес-центрах. Да, это, возможно, не самый лучший вариант — когда ты выбираешь "офис на века" и есть время на просмотры, но идеальный и зачастую единственный — когда нужно посадить проектную команду в центре города сегодня, потому что она должна начать работать завтра. Или, например, проект Liquid Space. В режиме реального времени ты, как в тетрисе, можешь сделать "рассадку" персонала по офису (floored.com). Это почти всегда влияет на решение об аренде, потому что вот они – четыре офиса по 200 квадратных метров, однако, какой из них будет удобнее именно для твоей компании? Такие технологии, улучшающие не весь мир сразу, но путь к конкретной сделке, исключающие лишние звенья, сокращающие издержки, будут приобретать все большее значение. И это — ключевой посыл всех существующих инноваций на рынке недвижимости. "Медленный газ" российского рынка в ноу-хау, впрочем, объясняется ещё и тем, что мы пока вообще живем на других скоростях, чем рынок американский. Москва на фоне Нью-Йорка в этом смысле — большая деревня, у нас всё "завтра" и все "подумают". Там "подумать" некогда — если ты останавливаешься хотя бы на минуту, тебя сносят. Интересно, что на этом самом высокотехнологичном и быстром рынке американские риэлторы жилой недвижимости смогли создать для себя уникальное положение, при котором "обойти" их услуги практически невозможно. Другое дело, что американский риэлтор, в отличие от российского, это не "человек для показов", а гарант сделки и эксперт. Однако все меняется и здесь, потому что уникальный специалист стоит немалых денег, а новые технологии позволяют минимизировать участие риэлтора хотя бы в сборе информации. Российский рынок долго запрягает, но быстро едет, поэтому нам тоже будут нужны инновации, позволяющие повышать скорость процессов и оптимизировать затраты. С максимальным упрощением доступа к информации помогут еще и, например, "доски объявлений" для рынка офисной недвижимости, которые уже сейчас открыли для собственников помещений сегмент небольших арендаторов. При существующей 20-процентной вакансии — это не просто актуально, но в некотором смысле – вопрос выживания для девелоперов. Если же говорить о торговой недвижимости, то здесь основной задачей остаётся корректный анализ покупательских потоков с тем, чтобы в соответствии с данными "рассаживать" арендаторов. Существующие технологии дают погрешность 20-30 метров, а это в условиях ТРЦ — слишком много. Покупатель зашел в Zara или съел мороженое неподалеку от Zara? А, может, он вообще направился в туалет за углом от Zara? Повышение точности определения маршрутов покупателей способно существенно изменить рынок — от архитектуры ТРЦ до подхода к брокериджу. Еще одна недооцененная пока в России технология — click&collect и смежные с ней. Пока и продавец, и покупатель осторожно относятся к этой истории, но в условиях, когда единственным общим и невосполнимым ресурсом остается время, именно за этими форматами будущее. Уже сейчас российские компании пристально наблюдают за зарубежными агрегаторами и площадками, специализирующимися на всех этих "подбери 50 вещей в разных магазинах и примерь у нас". Мы ведь быстро все перенимаем: вчера увидели Uber, сегодня сделали Яндекс.Такси. Тех, кто думает, что весь этот "футуризм" выроет благоустроенную могилу консультантам и риэлторам, разочарую. И не потому, что роботы и компьютерные приложения не заменят людей: там, где это будет возможно, они их непременно вытеснят, и наша общая задача — не только не препятствовать, но, возможно, даже поддерживать такие замены. Дело в том, что развитие технологий в посреднической деятельности приведет не к унификации, но к персонализации и индивидуальному подходу к каждому клиенту. В мире, где любая информация будет доступна со смартфона (или что там его заменит через 2,5 года), особенно возрастает ценность профессиональной экспертизы, профессионального чутья и креативности. Повторюсь, никому уже не нужно будет "по данным экспертов", но нужно, как это будет "по данным экспертов для моего проекта". Конечно, новые технологии смогут нарисовать вам красивый проект ТРЦ в чистом поле. Но ждать от них профессионального консалтинга — все равно, что требовать от программы Prisma превращения вашего селфи во фреску Рафаэля.