На столичных фасадах восстанавливают историю в вывесках
История рекламы и маркетинга — на московских фасадах. В центре столицы энтузиасты восстанавливают на зданиях архитектурные детали столетней давности. Это вывески магазинов и контор, которые когда-то размещались в этих домах. Надписи скрыты под множеством слоёв краски и штукатурки. Какой ценой даётся реставрация? Каждый миллиметр дается с большим трудом. Слой за слоем краску аккуратно снимают. Под ней — история прошлого столетия Каменные визитки — традиционная форма рекламы XX века. Их использовали строительные фирмы и архитекторы. Эта надпись примечательна тем, что сделана она на фасаде здания под крышей. Когда-то ее было видно издалека, но теперь разглядеть закрашенные буквы смогли только жители соседнего дома. Принадлежала эта гигантская визитная карточка инженеру Михаилу Винаверу. По всей видимости, в 1913 году его контора выполняла здесь ремонтные работы. На визитке даже указан перечень оказываемых услуг: зацементировать и оштукатурить фасад или цоколь. "Раскрытие вывески в разных местах ведется по-разному. В некоторых местах краска удаляется всухую, при помощи стамесок и скальпелей. Где-то же приходится использовать растворители, так как красочный слой достаточно прочный", — рассказывает художник-реставратор монументально-декоративной живописи Екатерина Дмитриева. Предстоит еще восстановить осыпавшийся рельеф букв и затонировать надпись. Закончить работы планируют в начале июля. Однако дожди сильно мешают процессу, не говоря уже об экстремальном расположении. "Вначале было страшно. Собственно, все страховки — это необходимая мера", — говорит Екатерина. Большая часть подобных вывесок находится над витринами. Правда, традиционно это были таблички, которые забирали с собой при переезде. "Вывески, которые остались на фасадах домов, которые, как здесь, нанесены на штукатурку — это большая редкость. И предсказать, где они есть, невозможно. То есть, если мы откроем старые фотографии и увидим вывеску, не факт, что от нее что-то осталось, что она не была сбита", — объясняет активист общественного объединения "Вспомнить всё" Наталья Тарнавская. На Пречистенке такая вывеска чудом уцелела. Сейчас здесь почта, а сто лет назад была артель "Хлебопек". Но есть и такие заведения, которые еще с позапрошлого века работают на своих местах. Как, например, эта булочная на Покровке. "Вы знаете, привлекает внимания это больше. И сказать, что этим интересуется какой-то средний возраст, я не могу. Очень много молодежи! Они не только читают — они заходят, еще тебя спросят", — говорит генеральный директор булочной Елена Замятина. Спрашивают в основном об именитых посетителях. Кто-то даже может похвастаться, что к ним заходил Александр Сергеевич Пушкин и Федор Иванович Тютчев. "По-моему, это очень хороший пример введения истории на московские улицы, повышения туристического потенциала этих мест, возможности знакомства рядовых москвичей ну и, конечно, гостей столицы с историей города", — говорит москвовед Никита Брусиловский. — Это как-то лаконично смотрится в контексте центра, Москвы. — Глаз радуется! Смотришь — прямо облик города меняется сразу! Реставрация таких объектов — дело не дешевое. Активисты сами собирают средства и нанимают специалистов. Занятие хлопотное, но благородное. По этим вывескам можно "читать" историю рекламного дела в России и наслаждаться восстановленными деталями ушедшей старины.