Фонд развития ХМАО-Югры представил три крупных ГЧП-проекта

Заседание комитета прошло накануне в Москве. В нем приняли участие представителей ведущих консалтинговых компаний, финансирующих организаций, инвестиционных компаний и представителей регионов России. Инвестиционные проекты представил заместитель гендиректора Фонда Роман Генкель. В их число вошли проекты создания и эксплуатации школ, межмуниципальных полигонов твердых коммунальных отходов и промышленного освоения Приполярного Урала в границах территории Березовского района.С 2018 по 2024 год в округе планируется строительство 44 школ на 52,8 тысячи учебных мест с использованием форм государственно-частного партнерства. Общий объем инвестиций составит 56,4 млрд рублей. Фонд разработал рекомендуемые формы концессионного соглашения (основные этапы: проектирование – один год, строительство – два года, эксплуатация – пять лет), конкурсной документации, форму соглашения о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств ОМСУ по концессионным соглашениям. Таким образом, муниципальные образования существенно сократят время на подготовку и структурирование проекта. Кроме того Фонд принимает участие в создании комплексных межмуниципальных полигонов по переработке отходов. Всего в округе предполагается строительство пяти полигонов с общим объемом инвестиций 8,3 млрд рублей и бюджетным эффектом более 12,4 млрд рублей. Разработаны проекты финансово-экономической и юридической модели, конкурсной документации и концессионного соглашения для пилотного проекта – Нефтеюганского межмуниципального полигона. Его инвестиционная емкость составляет около 1,5 млрд рублей, бюджетный эффект – 900 млн рублей (на горизонте планирования 22 года). Период строительства – 2017–2019 годы. Реализация проекта позволит создать 64 рабочих места. В настоящее время объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения по строительству и последующей эксплуатации объекта. Фонд также завершил большое исследование по финансово-экономическому обоснованию промышленного освоения Приполярного Урала, в том числе строительства автомобильной дороги Саранпауль – Игрим. Объем инвестиций по проекту оценивается в 103,4 млрд рублей (46,2 млрд рублей – инфраструктура, 57,2 млрд рублей – затраты на создание производств). Сроки строительства объектов – 2019–2024 годы. Бюджетный эффект – 96,3 млрд рублей на горизонте планирования 49 лет. Предполагается создать 4060–5400 рабочих мест. Проект направлен на комплексное развитие территории, реализация которого даст мощный импульс развитию промышленности в Югре. Представленные проекты были рассмотрены сквозь призму принятого судебного решения по спору между ФАС и транспортным комитетом Башкирии совместно с победителем конкурса на строительство автодороги ООО «Башкирдорстрой». Суть решения арбитражного суда, который поддержал позицию ФАС, в следующем – вложения концессионера не должны полностью компенсироваться из бюджета, поскольку концессия при этом должна отыгрываться как госзакупка. По мнению экспертов, последствия принятого решения негативно скажутся на рынке концессий в стране, а он по данным Минэкономики РФ, составляет 90 % проектов ГЧП. Роман Генкель сообщил и о решении арбитражного суда Ханты-Мансийска, также принятого после предписания ФАС. Решение не позволяет участнику конкурса подтверждать свою квалификацию через опыт акционеров, участвовавших в его создании. Именно по такой схеме реализуется более 90 % всех соглашений на основе принципов ГЧП. Как отметили представители финансирующих организаций, данное решение делает невозможным участие банков в такого рода проектах. По итогам обсуждения этого вопроса участники заседания высказали готовность представить аргументированную позицию для дальнейшего обжалования судебного решения в апелляционном суде.