Группа ГАЗ распыляется по странам
На фоне пожеланий правительства наращивать экспорт автомобилей производители регулярно заявляют о планах выхода на новые рынки и организации сборки. Так, вчера группа ГАЗ заявила о старте поставок в Иорданию — но стартовая партия состоит всего из восьми «Газелей Next», а о дальнейших объемах в компании говорить не готовы. Ранее группа объявляла и о планах наладить сборку в Турции, Иране, Вьетнаме и Египте, а также о расширении поставок за счет новых рынков Латинской Америки, но о реализации этих планов пока не сообщалось. Группа ГАЗ вчера к годовому собранию акционеров приурочила сообщение об открытии нового экспортного рынка — начале поставок машин в Иорданию. Соглашение об этом концерн подписал с местным дистрибутором Al-Sultan. До конца года в Иорданию будут направлены бортовые «Газели Next» с короткой и удлиненной базой, цельнометаллический фургон, фургон комби и пассажирские микроавтобусы. Впрочем, первая партия будет состоять всего из восьми машин, а объемы поставок до конца года «определяются». В группе ГАЗ считают Иорданию стратегически важным рынком, поскольку страна является «входными воротами» в регионы Ближнего Востока. «Мы пристально изучаем этот рынок, нам важно понимать, что о нашей технике думают потенциальные покупатели»,— приводятся в сообщении слова управляющего директора экспортной GAZ International Леонида Долгова. В группе полагают, что «Газели Next» будут востребованы за рубежом в сельском хозяйстве, туризме, строительстве и горнодобывающей промышленности. По данным OICA, рынок коммерческих машин Иордании последние три года (2014–2016) стабилен — 8,1 тыс. машин в год. Производства коммерческого транспорта в стране нет. По итогам 2017 года группа ГАЗ рассчитывает нарастить экспорт на 10%, рассказывал на ПМЭФ-2017 глава «Русских машин» (в нее входит концерн) Манфред Айбек. В 2016 году доля экспорта в выручке ГАЗа упала с 22,6% до 16%, в компании объясняли это падением спроса в СНГ. В конце марта 2016 года глава группы Вадим Сорокин заявлял о планах «увеличить объем экспорта или долю выручки группы ГАЗ от экспортных операций к 2020 году до 50%», в этом году компания эти планы подтверждала. Количественные показатели экспорта группа не раскрывала. Вчера в группе также не предоставили “Ъ” данных по объему экспортных продаж с начала года. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), за январь—апрель экспорт легковых машин из РФ вырос на 27,6%, до $429,7 млн, автобусов и микроавтобусов — на 103%, до $14,7 млн, тягачей — на 26%, до $14 млн. Экспорт грузовиков упал на 5,9%, до $90,5 млн. Группа ГАЗ заявляла и о планах организации сборки на Кубе, в 2016 году туда было поставлено порядка ста средних грузовиков. Кроме того, группа говорила о планах расширения присутствия во всех ключевых странах Латинской Америки. Сейчас компания продает технику в Никарагуа, Боливии, Панаме. ГАЗ рассматривал также возможность сборки во Вьетнаме и Египте. Но и на этом заявленные экспортные планы концерна не заканчиваются: в декабре 2016 года компания сообщала, что предварительно договорилась о поставке в Иран 900 автобусов «ЛиАЗ» и обсуждала возможность организации сборки. Также в этом году на фоне политической оттепели между странами группа собирается возобновить выпуск «Газелей» в Турции и планирует продать там около 500 машин. Локализация — это довольно продолжительный процесс, включающий выбор площадки, переговоры с местными властями и так далее, рассуждает Дмитрий Бабанский из SBC Consulting, реальных результатов можно ждать к 2019–2020 годам. До этого будут пилотные поставки для апробации логистики, сбытовых каналов, считает он.