Монополизация интернета
Рынок интернет-услуг в Новосибирске взял курс на консолидацию. Однако к росту стоимости предложения это не приведет, считают эксперты. Развиваться компании будут за счет максимального извлечения прибыли из существующей абонентской базы, появления все большего количества дополнительных сервисов и пакетных предложений. Новосибирский рынок широкополосного доступа в интернет уже полностью сформирован, говорят эксперты. Если раньше нужно было ждать своей очереди на подключение к оператору, причем выбор телеком-компаний был невелик, то теперь у абонента есть возможность выбрать минимум из трех операторов (по одному на каждую услугу — интернет, ТВ и телефония). По словам бывшего коммерческого директора регионального телеком-оператора «Сибирские Сети», ныне генерального директора агентства интернет-маркетинга «Маркетика» Сергея Вепренцева, раньше одной из причин активного естественного роста широкополосного доступа в интернет в Новосибирске было строительство новых жилых микрорайонов. Но с 2016 года и строительный рынок начал проседать. Ввод жилья с 2016 года в регионе снизился на 25% к 2015 году. Поэтому провайдерам пришлось в срочном порядке искать другие драйверы роста как для B2C, так и для B2B. Усложнило ситуацию и то, что проникновение интернет-услуг в квартиры уже составляет 80%. По статистике, девять из десяти новых подключений — это переподключение от других операторов. «Тех людей, кто не пользовался ШПД, почти нет»,— уточняет Сергей Вепренцев. Несмотря на то, что новосибирский рынок перенасыщенный и высококонкурентный, значительных подвижек среди лидеров не происходит. Слияния и покупки произошли среди компаний из сектора услуг В2В. В частности, «Мегаком» приобрел «Брайтком» и «Стартелеком-Новосибирск», «Авантел» — «Магистраль телеком». «Сибирские сети» перевели под свой бренд операторов ГК «Норильск телеком». В начале марта стало известно о продаже крупнейшего новосибирского оператора связи, компании «Новотелеком», федеральному «ЭР-Телеком Холдингу». А сейчас идет сделка по продаже компании «Авантел», занимающей второе место на новосибирском телеком-рынке по абонентской базе в сегменте В2В, «Ростелекому». «Укрупнение рынка происходит за счет федеральных компаний. „Ростелеком“ ищет интересные активы в Сибирском федеральном округе. Местные игроки постепенно уходят с рынка. Рынок Сибири будет распределен между „Эр-телекомом“ и „Ростелекомом“ в основной массе, „Сибирские сети“ и ТТК будут отставать от лидеров»,— считает глава TelecomDaily Денис Кусков. Представители компаний интернет-провайдеров сошлись во мнении, что новосибирский телекоммуникационный рынок ждет «сушка» на фоне высокой конкуренции. «Пока ниша росла и развивалась, появлялось много молодых игроков, поскольку рынок был еще не сформирован и высокомаржинален. Со временем маржинальность стала снижаться, а вот конкуренция, напротив, только растет. В то же время требуются все большие вложения в развитие мощностей»,— продолжает Сергей Вепренцев. По его словам, если раньше речь шла о консолидации рынка через покупку небольших игроков, то недавняя сделка «Эр-телекома» и «Новотелекома» показала, что федеральные игроки готовы увеличивать свою долю рынка через покупку локальных региональных лидеров. «Можно говорить, что в течение двух-трех лет на рынке останутся только федеральные операторы, как это произошло с рынком сотовой связи около 10 лет назад»,— считает господин Вепренцев. Согласен с ним и директор направления B2B «Сибирских сетей» Иван Мачульский. По его мнению, тенденции рынка телекоммуникаций Новосибирска — дальнейшая концентрация и увеличение присутствия федеральных игроков. «Игроки формата одного города или региона будут уходить с рынка»,— говорит эксперт. По словам господина Мачульского, по этим причинам крупным провайдерам выгоднее просто подождать, пока мелкие игроки сами уйдут с рынка, нежели тратиться на их покупку. Произойдет это примерно через год–два. Останется чуть более пяти крупных компаний, которые будут активно бороться за клиента. Им под силу вести борьбу в гонке техвооружений, а следовательно, и в скорости доступа, и в других сервисах. В 2015 году президент «Эр-телеком холдинга» Андрей Кузяев рассказывал „Ъ“, что в ближайшие пять лет компания намерена удвоить оборот бизнеса — ежегодный прирост составит 15–18%. Причем не только за счет наращивания клиентской базы, но и за счет поглощений. ООО «Новотелеком» с 2003 года работает на новосибирском рынке связи под торговой маркой «Электронный город». На начало текущего года, по данным компании, ее охват в Новосибирске составлял 92%, абонентская база превышала 500 тыс. человек. В 2015 году выручка компании составила около 1,5 млрд руб., чистая прибыль — 117,5 млн руб. Единственный собственник — кипрская Krisale Ltd. «Эр-телеком холдинг» — второй по величине российский интернет-провайдер и третий из операторов кабельного ТВ. По его собственным оценкам, в начале года на долю компании приходилось 12% российского рынка широкополосного доступа в интернет, 13% — рынка кабельного ТВ. Абонентская база составляет 5,6 млн человек. В 2015 году выручка компании превышала 18,2 млрд руб., чистая прибыль — 1,6 млрд руб. Единственный собственник — ER-Telecom Holding Ltd (Кипр). По оценкам экспертов, сделка по покупке «Новотелекома» позволит «Эр-телекому» выйти на первое место на рынке интернет-услуг в регионе. Сейчас федеральный оператор занимает в Новосибирской области около 9%, в результате сделки его доля может увеличиться до 28%, рассказывала „Ъ“ аналитик «ТМТ консалтинг» Ирина Якименко. По ее данным, на новосибирском рынке B2B доступа в интернет наибольшую долю занимает «Ростелеком» (27%), на втором месте — «Новотелеком» (19%), далее следуют «Сибирские сети» (10%), МТС (8%) и ТТК (6%). «Рынок интернет-доступа сформирован. Дальнейший рост компаний-провайдеров напрямую связан с их способностями монетизировать имеющиеся уникальные возможности. Нужно научиться полноценно использовать сети передачи данных, уже построенные практически до каждого здания в городе»,— рассказывает руководитель службы маркетинговых коммуникаций ООО «Новотелеком» Дмитрий Мишин. Время игр дискаунтеров прошло, считает собеседник. «То, что стоимость услуги — далеко не самый главный фактор при выборе провайдера, стало понятно всем»,— заметил Дмитрий Мишин. Эксперты „Ъ“ отмечают, что провайдеры сейчас все чаще задумываются над тем, какие еще услуги помимо интернета могут дать своим абонентам. По словам директора макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК Алексея Ноздрина, драйвером развития станут дополнительные сервисы и пакетные предложения. «На данный момент клиентам необходим комплекс услуг: интернет, интерактивное ТВ, мобильная связь, сервисы „умный дом“. В планах ТТК — запускать и развивать такие продукты, а также совместные проекты с цифровыми платформами (игровые ресурсы, облачные сервисы, антивирусы)»,— сообщил Алексей Ноздрин. Как рассказал Дмитрий Мишин, в этом плане «Электронный город» разработал и внедрил новые продукты: мобильные приложения с элементами «умного дома», позволяющие управлять телеэфиром и контентом («PeerSay»), управлять домофонами, калитками и шлагбаумами («Мой дом»), оплачивать коммунальные услуги («Мои счета»). «Ростелеком» в прошлом году подключил к своей сети сервера игровых площадок компании Wargaming: World of Tanks, World of Warplanes и World of Warships. В результате сотрудничества российские поклонники игры получили эксклюзивные подарки, созданные разработчиками специально для абонентов компании. По словам Дениса Кускова, рост цен вследствие объединения компаний маловероятен, поскольку у операторов есть риск потерять часть базы наработанных клиентов. В целом эксперты согласны, что на ближайшее время на новосибирском интернет-рынке установился своего рода статус-кво. «Принципиально на рынке телеком-услуг в ближайшее время ничего не изменится. Многое будет зависеть от того, удастся ли быстро получить синергетический эффект от объединений, о которых говорилось ранее, сохранить абонентов»,— резюмировал заместитель директора макрорегионального филиала «МРФ „Сибирь“» ПАО «Ростелеком» Александр Бойкиня. Иван Мачульский считает, что после закрытия сделки с «Авантелом» «Ростелеком» получит оптическую сеть доступа к большинству платежеспособных клиентов в Новосибирске и Академгородке, Барнауле, Томске, а также установит контроль над «последними милями» в тех городах, которые «Авантел» предоставляет для других федеральных операторов, например, МТС и Мегафон. «Кроме того, „Авантел“ традиционно силен на рынке VoIP-транзита, предоставляя услугу для операторов и корпоративных абонентов, и перевод этого трафика на свои каналы позволит „Ростелекому“ прирасти по объему выручки и маржинальности»,— подтверждает эксперт грядущие перемены на рынке B2B. Татьяна Косачева