Войти в почту

Вооруженные силы Основная масса заказов ВМФ России размещается на верфях, так или иначе контролируемых государством, к примеру, через Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) или "Рособоронэкспорт". "Частникам", как правило, остается довольствоваться небольшими судами -- буксирами, катерами и прочей подобной техникой. Но в последние годы фиксируется тренд на увеличение заказов для российского флота на частных верфях. Им начинают доверять строительство кораблей с современными ракетными комплексами и военных кораблей для работы в Арктике. Дмитрий Матвеев Ракетные корабли из Ленобласти и Крыма Одним из предприятий, находящихся в частных руках и выполняющих заказы для Минобороны РФ, является завод "Пелла" в Ленинградской области. С 1950 года он специализируется на выпуске речных и морских буксиров, лоцманских катеров и спасательных шлюпок. Но в 2015 году завод неожиданно получил заказ на строительство малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 "Каракурт", в том же году были заложены первые из них -- "Ураган" и "Тайфун". МРК будут иметь водоизмещение около 800 тонн, скорость -- свыше 30 узлов. Среди преимуществ кораблей проекта назывались высокая маневренность, повышенная мореходность, а также архитектура надстроек и корпуса, выполненных по технологиям пониженной отражающей способности. Корабли смогут выполнять задачи в морской зоне на удалении от баз около 3 тыс. миль. Разработчиком проекта 22800 выступило ЦМКБ "Алмаз". МРК будут оснащены ракетными комплексами "Калибр", а в перспективе на них будет установлен и зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-М". Ежегодно с 2018 года "Пелла" планируется сдавать российскому флоту по два корабля. В 2016 году верфь существенно расширила свои судостроительные возможности, получив в управление от правительства РФ судостроительный завод "Море" в крымской Феодосии, на котором также было развернуто строительство МРК. Непосредственно на "Пелле" до 2022 года планируется строительство 18 кораблей проекта 22800. Общее количество кораблей, планируемых к постройке на "Море", представители военных ведомств не уточняли, отмечая, что крымское предприятие загружено минимум до 2020 года. У "Моря" довольно широкий опыт по строительству и других типов судов -- на подводных крыльях, на воздушной подушке, на воздушной каверне, глиссирующих, а также яхт и катеров с корпусами из алюминиево-магниевых сплавов. На "Море" ранее выпускались и знаменитые десантные корабли на воздушной подушке типа "Зубр" (информация о возможности возобновления работы над подобными проектами периодически появляется в СМИ), а также противолодочные корабли проекта 11451 "Сокол". Ледоколы и краны из Петербурга В конце 2013 года было объявлено, что Минобороны РФ создаст соединение патрульных кораблей ледового класса в арктической зоне, в которое среди прочих войдут и многоцелевые корветы ледового класса проекта 22120, а построит их частная петербургская судостроительная фирма "Алмаз", тесно сотрудничающая с ФСБ РФ в рамках строительства пограничного флота. Патрульный корабль проекта 22120 (шифр "Пурга") имеет ледовое усиление, обеспечивающее самостоятельное плавание в разреженном однолетнем льду толщиной до 0,6 метра в зимне-весеннюю навигацию и толщиной до 0,8 метра в летне-осеннюю навигацию. Артиллерийское вооружение -- АК-306М. Корабль оборудован вертолетной площадкой. Предполагалось, что строительство патрульных кораблей для военного ведомства будет вестись на "Алмазе" серией до 20 единиц. Эти заказы от ВМФ фирма так и не получила. Но в 2017 году главнокомандующий ВМФ РФ Владимир Королев сообщил, что флот планирует получить в свой состав малый ледокол, который будет построен "Алмазом". Он будет уменьшенным и удешевленным вариантом ледокола "Илья Муромец" проекта 21180, строящегося сейчас на Адмиралтейских верфях. Точное количество малых ледоколов, которые будут заказаны у "Алмаза", неизвестны -- решение будет принято по итогам эксплуатации первого судна. Также "Алмаз" строит серию самоходных плавучих кранов проекта 02690 для Северного, Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, часть из них уже сданы. Краны предназначены для выполнения всех видов грузовых работ, в том числе, погрузки боеприпасов, ракет и торпед на надводные корабли, подводные лодки и суда. Водоизмещение крана -- 2 тыс. тонн, длина 50 метров, ширина -- 22 метра, грузоподъемность -- до 150 тонн, дальность плавания -- 3,5 тыс. миль, автономность -- 10 суток. Ранее "Алмаз" строил для российского флота и серию малых артиллерийских кораблей проекта 21630 "Буян". Корабли относятся к классу "река-море", имеют водоизмещение 500 тонн, оснащены мощной артиллерийской носовой 100-миллиметровой установкой А-190, двумя 30-миллиметровыми шестиствольными автоматами АК-306 и кормовой 40-ствольной 122-миллиметровой системой залпового огня "Град-М". Такие корабли способны наносить мощные огневые удары по кораблям противника и береговым укреплениям для расчистки плацдарма при высадке морского десанта. Боевые единицы из Татарстана Строительство этих кораблей, но в глубоко модернизированном виде -- проект 21631 "Буян-М" -- продолжила другая частная верфь -- Зеленодольский завод имени Горького, который входит в холдинговую компанию "Ак Барс". Малые ракетные корабли проекта 21631, строящиеся заводом для ВМФ РФ с 2010 года, также являются многоцелевыми кораблями класса "река-море", но имеют большее водоизмещение и оснащены среди прочего ракетным, противодиверсионным, зенитным и радиотехническим вооружением. Назначение кораблей -- охрана и защита экономической зоны государства. В настоящее время пять кораблей данного проекта -- головной "Град Свияжск" и серийные "Углич", "Великий Устюг", "Зеленый Дол" и "Серпухов" -- уже несут службу в составе ВМФ России, продолжается строительство еще пяти кораблей проекта -- "Вышний Волочек", "Орехово-Зуево", "Ингушетия", "Грайворон" и "Град". Также Зеленодольский завод строит патрульные корабли проекта 22160, назначение которых аналогично назначению МРК проекта 21631. Они также могут участвовать в поиске и оказании помощи пострадавшим при морских катастрофах. Максимальная скорость кораблей -- до 30 узлов, на нем предусмотрено базирование вертолета. На вооружении МРК -- 57-миллиметровая артиллерийская установка, зенитный ракетный комплекс, пулеметы, радиотехническое и гидроакустическое вооружение, а также средства радиоэлектронного противодействия. Автономность плавания кораблей составляет 60 суток, дальность плавания -- 6 тыс. морских миль. Головной корабль проекта "Василий Быков" и первый серийный "Дмитрий Рогачев" были заложены в феврале 2014 года. Третий, четвертый и пятый корабли проекта ("Павел Держан", "Сергей Котов" и "Виктор Великий") завод заложил в 2016 году. Первые три патрульных корабля планируется передать флоту в 2017-2018 годах. Среди другой продукции завода для ВМФ -- противодиверсионный катер проекта 21980 "Грачонок" с водоизмещением 138 тонн, длиной -- 31 метр и шириной -- 7,4 метра. Катер развивает скорость в 23 узла и может ходить на расстояния до 200 миль. Вооружение -- переносной зенитный ракетный комплекс "Игла", пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм, а также противодиверсионные гранатометы ДП-65 и ДП-64. Завод в Зеленодольске также начал строить серию "Каракуртов". Стоимость строительства кораблей для ВМФ традиционно не раскрывается, но, учитывая весьма большие серии и не самые простые проекты, можно предположить, что суммы исчисляются в десятках миллиардов рублей. Стоимость заказов, размещаемых на верфях ОСК, кратно выше. Динамика распределения заказов от ВМФ в долгосрочной перспективе будет зависеть от ряда факторов. В частности -- от результата эксплуатации кораблей, которые строят независимые верфи (часть из них уже доказали эффективность в ходе операции в Сирии) и от возможностей ОСК по строительству необходимого военным количества судов с учетом высокой загрузки и зачастую устаревших мощностей. Но ближайшая перспектива, в любом случае, не предполагает резкой смены приоритета военных заказов от государственных верфей к частным: к этому пока не готовы ни заказчики, ни сами частные верфи.

Диверсификация от ВМФ
© Коммерсантъ в Санкт-Петербурге