Поддержать точки роста
Новосибирская область вошла в тройку лидеров по поддержке малого и среднего бизнеса в России. По итогам первого квартала сумма поручительств регионального гарантийного фонда увеличилась на 60% к аналогичному периоду 2016 года, а сумма средств, привлеченных в экономику области,— на 55,8%. В качестве приоритетной задачи развития МСБ на ближайшие годы региональные власти определили создание благоприятных условий для появления новых компаний. Среди передовиков По итогам первого квартала 2017 года Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области занял второе место в рейтинге региональных гарантийных организаций АО «Корпорация МСП». За это время гарантийный фонд предоставил 71 поручительство на сумму 659,1 млн руб., что позволило привлечь в экономику региона 1,47 млрд руб. По отношению к аналогичному периоду 2016 года показатели по сумме поручительств выросли на 59,9%, а размер средств, вложенных в экономику Новосибирской области,— на 55,8%. В прошлом году фонд предоставил 341 поручительство на 1,84 млрд руб., общая сумма кредитов, выданных банками под поручительства Фонда, составила 4,46 млрд руб. «Достижения нашей области по развитию малого и среднего предпринимательства были отмечены на федеральном уровне. Мы 10 раз подряд завоевывали первое место в России. Это подтверждает эффективность и своевременность мер по поддержке бизнеса на территории региона»,— уверен губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий. В 2016 году общая сумма поддержки МСБ Новосибирской области из средств федерального и областного бюджетов составила около 450 млн руб. (по государственной программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области на 2012–2016 годы»). Около 400 микрозаймов на сумму 492 млн руб. в прошлом году выдал Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. Также поддержкой МСБ в Новосибирской области занимаются центр координации поддержки экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, центр прототипирования в Академпарке, региональные центры инжиниринга, Медицинский технопарк, бизнес-инкубаторы: в Академпарке и наукограде Кольцово. «В Новосибирской области для предпринимателей предложен пул разнообразных мер поддержки: имущественная, финансовая, консультационная. Действует региональная программа развития МСБ до 2022 года, верстается аналогичная муниципальная программа»,— отмечает председатель Новосибирского областного отделения «Опоры России» Сергей Соколов. Несмотря на падение На начало 2017 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержались сведения о 142 тыс. субъектов бизнеса Новосибирской области. По этому показателю регион занимает первое место в СФО. По данным регионального минпромторга, 135 тыс. или 95% предпринимателей региона относятся к категории микропредприятий — их годовой оборот не превышает 120 млн руб. при численности работников до 15 человек. «Деятельность субъектов МСБ вносит весомый вклад в экономику региона. По итогам 2016 года доля оборота малых, средних и микропредприятий в общем объеме производства в регионе достигла 50%. За минувший год оборот МСБ вырос на 25%, а в сопоставимых ценах — на 17%. Доля работников МСБ от общего количества занятых на предприятиях области составила 33%»,— констатирует министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов. Впрочем, количество занятых на малых предприятиях в прошлом году сократилось по сравнению с 2015 годом на 25%. Среднее число работников одного малого предприятия составило 30 человек. Снижение не коснулось лишь сельского хозяйства и некоторых отраслей промышленности, среди которых — химическое производство, выпуск резиновых и пластмассовых изделий, транспортных средств и оборудования. Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2016 году также уменьшились по сравнению с 2015 годом на 6,9%. По данным минпромторга Новосибирской области, на долю малого бизнеса в сфере торговли приходится 41,2% от общего числа малых предприятий, 34,7% от общего числа занятых, 64,1% оборота и 21,8% инвестиций. На втором месте обрабатывающие производства — 14,8% от общего количества малых предприятий, 15,8% от общего числа занятых, 10,4% оборота и 3,6% инвестиций. Далее следуют предприятия строительства и сферы услуг. И такая пропорция сохраняется на протяжении нескольких лет, отмечают в региональном правительстве. Средний оборот одного малого предприятия в 2016 году составил 121 млн руб., что на 20% выше уровня 2015 года в текущих ценах и на 14% — в сопоставимых. Средний оборот предприятия среднего бизнеса составляет около 300 млн руб. Наибольшее число новосибирских компаний этого сегмента (34%) заняты оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей и мотоциклов, производством бытовых изделий и предметов личного пользования. Примерно 20% — обрабатывающие производства, 15% — предприятия сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, 11% специализируются на операциях с недвижимым имуществом, 9,3% — строительные организации. «В прошлом году средними предприятиями было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 77,9 млрд руб. (96,9% к 2015 году), что составило 11,3% от объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами крупными и средними предприятиями области. Наибольший удельный вес в объеме отгруженных товаров, работ и услуг занимают обрабатывающие производства — 62,6%, сельское и лесное хозяйство — 9,6%, операции с недвижимостью — 9,5%, строительство — 8,5%»,— прокомментировали в минпромторге. Средние предприятия инвестировали в прошлом году 7 млрд руб. или 8,3% от общего объема вложений крупных и средних предприятий области. Это на 8% ниже уровня 2015 года. Конкуренция за ресурс В 2017 году на господдержку предприятий МСБ Новосибирской области запланировано 272 млн руб. Это средства областного и федерального бюджетов. Совместно с АО «Корпорация МСП» региональные власти обещают продолжить работать над повышением доступности кредитных ресурсов для МСБ, развитием национальной гарантийной системы (в том числе через «Программу 6,5»), имущественной поддержки бизнеса, расширением доступа предпринимателей к закупкам крупнейших заказчиков. По словам Владимира Городецкого, одной из приоритетных задач правительства на ближайшие годы станет создание благоприятных условий для появления и развития новых предприятий МСБ. «Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства вносит весомый вклад в экономику региона. Правительство Новосибирской области будет и дальше создавать максимально благоприятные условия для развития бизнеса в регионе, совершенствуя существующие формы поддержки. Только так мы сможем решить приоритетную задачу, которая сегодня стоит перед региональными властями,— стимулировать появление в области новых точек экономического роста»,— подчеркнул глава региона. «Основными направлениями развития МСБ в 2017 году мы видим, во-первых, дальнейшее развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки предпринимательства, таких как центр прототипирования в области приборостроения, инжиниринговые центры, центр поддержки экспорта, центры молодежного инновационного творчества, центр субконтрактации,— рассказывает Николай Симонов.— Во-вторых, оказание прямой финансовой поддержки субъектам МСБ. Это субсидирование части затрат по договорам лизинга, затрат, связанных с приобретением оборудования для создания или развития производства товаров, предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства». По словам Сергея Соколова, новосибирский бизнес недостаточно активно пользуется инструментами господдержки. «Основная причина кроется в том, что многие побаиваются связываться с бюджетными средствами ввиду перспектив повышенного внимания контролирующих органов, и примеры такого внимания есть. Тот перечень помещений, предлагаемых предпринимателям муниципалитетами, особенно в районах области, содержит условно пригодные помещения для ведения бизнеса, требующие вложений,— говорит руководитель новосибирского отделения „Опоры России“.— Нужно заметить, что и количество средств финансовой поддержки невелико. Это повышает конкуренцию за ресурс. И это правильно. Но если предприниматель в первый, второй или третий раз собирает пакет документов и не видит результата — в четвертый раз он не станет обращаться за поддержкой». Помощь будет расти Особые преимущества в поддержке имеют экспортно-ориентированные предприниматели, имеющие высокие показатели налоговой нагрузки своего бизнеса, подчеркивает Сергей Соколов. Согласно бюллетеню Таможенной статистики внешней торговли по Новосибирской области, в 2016 году новосибирские компании осуществляли внешнеторговые операции с партнерами из 130 стран дальнего и ближнего зарубежья, в 2015 году — из 125 стран. По итогам 2016 года внешнеторговый оборот региона превысил $3 млрд, это на 7% выше показателя предыдущего года. На начало 2017 года в Новосибирской области было зарегистрировано 402 экспортно-ориентированные компании (в 2015 году таковых было 377). В прошлом году услугами регионального центра координации и поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства воспользовались 397 предприятий, в планах на 2017 год — оказать поддержку 480 предприятиям. По итогам прошлого года областной центр поддержки экспорта занял второе место во Всероссийском рейтинге центров координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Среди факторов, сдерживающих развитие МСБ в Новосибирской области, в региональном правительстве отметили низкую доступность финансовых ресурсов для предпринимателей, нехватку на рынке персонала требуемой квалификации, низкую доступность производственного высокотехнологического оборудования, проблему продвижения на межрегиональный и международный рынки, недостаточность налоговых льгот субъектам МСБ, а также низкий уровень образовательной поддержки. В той или иной степени, эти проблемы характерны для всех регионов страны, отмечают эксперты. Более того, в Новосибирской области они решаются эффективнее, чем в большинстве регионов страны. «На фоне регионов Сибирского федерального округа Новосибирская область выглядит объемно и на уровне выше среднего, поскольку экономическое и финансовое положение соседних регионов примерно равнозначное. Есть разнообразие, и исполнительной властью востребована обратная связь от предпринимательского сообщества»,— говорит Сергей Соколов. Равняться же на регионы Центрального федерального округа или Татарстана, возглавившего в 2017 году рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, формируемый Агентством стратегических инициатив, Новосибирской области, по мнению господина Соколова, пока рано: «Пул инструментов поддержки МСБ, объемы финансирования региональных программ в Центральной части страны кратно больше». Антон Вебер Что требует улучшения в региональной политике оказания господдержки? Сергей Юнг, генеральный директор производственной компании «Обувь России»: — Ключевой момент — это гибкость и сроки рассмотрения и принятия решений. Важно учитывать, что все предприятия индивидуальны и имеют свои особенности; подходить ко всем формально и оценивать по общим критериям не всегда эффективно. Один из вариантов — предлагать меры поддержки, исходя не только из анализа документов и планов компании, но и из фактических показателей работы предприятия — как проект развивается, насколько обновляются основные фонды, сколько рабочих мест создано, какие объемы уплаченных налогов и т.д. Например, компания создала 200 рабочих мест, модернизировала производство и приобрела новое оборудование на несколько десятков миллионов рублей, увеличила выпуск на 20–30% — тогда государство компенсирует часть затрат предприятия на развитие. Андрей Бекарев, соучредитель группы компаний SFM: — По моему мнению, вкладывание бюджетных денег в частные компании — практика порочная: если взять нашу фармацевтическую отрасль, то в период разработок и исследований достаточными эти суммы не будут никогда, а риски, что все «улетит в трубу» высоки. При этом компания очень аргументировано сможет отчитаться, что до определенного периода научно-исследовательские разработки не вызывали сомнения в своем успешном окончании. Для нас самым ключевым является налаживание сбыта и маркетинг продукта. Не совру, если скажу, что все компании, которые производят оригинальные лекарственные средства, сталкиваются с одними и теми же проблемами: поскольку в основе лекарственного средства часто лежит принципиально новое действие и потребность в нем у пациента не сформирована, бизнес вынужден тратить огромные деньги на продвижение продукта. Таким образом, с одной стороны — страдает компания-производитель, которая топчется на месте и вместо профильной фармацевтической деятельности занимается PR, GR, маркетингом. А с другой стороны — пациент, до которого вовремя не доходят эффективные, принципиально новые по действию препараты. Поэтому наше предложение состояло бы в приоритетном и преимущественном включении именно отечественных фармпрепаратов в стандарты лечения, с адекватной и многосторонней оценкой их действия и эффективности со стороны экспертного сообщества. Сергей Соколов, председатель Новосибирского областного отделения «Опоры России»: — Было бы актуально повысить информированность предпринимателей о существующих мерах поддержки. Считаю, что в это нужно вкладываться властям. Таким образом, создастся воронка из предпринимателей и увеличится конкуренция за ресурс, подрастет качество проектов, претендующих на господдержку. Далее, очевидно, нужна прозрачность принятия решений конкурсными комиссиями, чтобы в режиме онлайн было ясно, кто побеждает и почему. Это создаст доверие и исключит предположения предпринимателей о предрешенности в выборе бюджетополучателя. Также станет ясна ротация получателей мер господдержки. Юрий Бернадский, президент Новосибирской городской торгово-промышленной палаты: — При оказании поддержки МСБ регион действует в рамках стандарта, который определен федеральным центром. И стандарт этот меняется. Несколько лет назад власть сделала упор на поддержку стартапов. Ведь в регионах много творческих и талантливых людей, готовых предложить рынку массу новых и интересных идей. Но получилось так, что некоторые особо предприимчивые стартаперы умудрялись получать поддержку из разных источников на проекты одной технологии. Слава богу, этим переболели. Уже всем понятно, что из 10 стартапов через год на рынке останется в лучшем случае одна компания. Сегодня, как мне кажется, выстроена более справедливая системная работа, нацеленная на поддержку предпринимателей, которые на деле доказали свою состоятельность. В первую очередь, речь идет о производственных компаниях и сфере услуг. Мне кажется, власти нашли правильный подход к оказанию помощи, используя ресурсы федеральных институтов развития, таких как «Корпорация МСП», «Банк МСП», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Как результат, объем льготных кредитов действующим новосибирским предприятиям уже измеряется миллиардами рублей.