Накоплениям урезали сервис
Отделения Пенсионного фонда России приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров. В ПФР ждут результатов их проверки госорганами в соответствии с представлением Счетной палаты. Таким образом, ПФР перекрыл канал, по которому шла большая часть всех заявлений о переводе пенсионных накоплений граждан. Это возвратит пенсионный рынок к показателям 2014 года, когда гражданам приходилось подавать заявления через МФЦ или напрямую в ПФР. Вчера ПФР заявил “Ъ”, что его отделения «приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров до получения результатов их проверки соответствующими государственными органами в соответствии с представлением Счетной палаты РФ». Такой была реакция на итоги вчерашней коллегии Счетной палаты РФ (СП), которая рассмотрела результаты проверки процедур подачи заявлений застрахованных граждан по переводу пенсионных накоплений. Коллегия приняла решение направить представление в ПФР, информационные письма в правительство России, Банк России, Минсвязи, обращения в Генпрокуратуру, ФСБ. Проверка касалась ПФР, а также крупнейших НПФ, работающих с пенсионными накоплениями (НПФ Сбербанка, «Газфонд Пенсионные накопления», «НПФ электроэнергетики»), и проводилась за период с 2012 по 2016 год. Как писал “Ъ” 2 февраля и как подсчитала СП, большинство заявлений о переводе пенсионных накоплений были поданы с использованием услуг удостоверяющих центров: в 2015 году — более 67% от общего количества, в 2016 году — более 87%. И основные претензии СП касались именно их деятельности — проверка выявила «риски фальсификации заявлений от имени застрахованных лиц». В частности, были установлены массовые поступления в ПФР в один и тот же день двух заявлений от удостоверяющих центров на одно и то же застрахованное лицо — о смене страховщика и о переходе к действующему страховщику, которого застрахованное лицо предполагало сменить. Также были установлены факты поступления в ПФР дублирующих заявлений на одно и то же застрахованное лицо. Ранее аналогичные данные уже публиковал ПФР. Согласно итогам переходной кампании, из 12 млн полученных заявлений на перевод пенсионных накоплений были одобрены лишь 6,5 млн заявлений, наиболее массовой причиной отказа было наличие заявления с более поздней датой (2,9 млн заявлений, или 55,8% от общего количества отказов). При этом нарушений, связанных с подачей в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица, было всего 0,154 млн (2,9% от общего количества отказов). Еще по результатам анализа итогов переходной кампании 2015 года ПФР были направлены предложения в Минтруд, ЦБ и Минфин о прекращении приема электронных заявлений, сформированных удостоверяющими центрами. Однако до сих пор эти предложения не были согласованы. Между тем участники пенсионного рынка и эксперты считают серьезной проблему использования удостоверяющих центров. Как считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин, минимизировать такие нарушения можно за счет использования портала госуслуг или личного кабинета на сайте ПФР, но мешает «низкая финансовая и компьютерная грамотность населения». По мнению президента АНПФ Сергея Белякова, «удостоверяющие центры являются лишь катализатором фундаментальных проблем переходов». И здесь важно законодательно поменять сам механизм переходов. Свести к минимуму нарушения, по мнению господина Белякова, можно, если заявление будет подаваться текущему страховщику, а также если будет утверждена новая форма договора. В «НПФ электроэнергетики» отмечают, что проблема не столько в удостоверяющих центрах, сколько в несовершенстве алгоритма переходов из фонда в фонд. «Риск возникновения правонарушения при переводе пенсионных накоплений не зависит от выбранного канала подачи заявления, за исключением личного визита в ПФР»,— считают в фонде. Решение ПФР прекратить, пусть и временно, прием заявлений, переданных через удостоверяющие центры, сильно ударит по всему пенсионному рынку. Как считает гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов, «это парализует новое привлечение в первую очередь через банковские сети продаж, так как они были на 100% ориентированы на передачу заявлений через удостоверяющие центры». По его оценке, как результат это вернет объем заключенных новых договоров ОПС на уровень 2014 года, «когда застрахованным лицам приходилось идти или в МФЦ, или в отделения ПФР».