«Моя улица» «прогоняет» арендаторов из центра столицы
Согласно исследованию консалтинговой компании Knight Frank, каждый пятый квадратный метр торговой недвижимости на Садовом кольце в Москве сегодня пустует. Это антирекорд. Эксперты связывают исход ритейла из центра с сокращением парковок и ремонтом тротуаров и дорог по программе «Моя улица». Арендаторы не хотят продлевать договоры, им проще уйти, говорит директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank Виктория Камлюк: Виктория Камлюк директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank «По опыту прошлых лет мы можем сказать, что, если арендатор желать достичь какой-то договоренности с собственником, чаще всего они находят общий язык, достигают дисконта в размере 10-30% на период реконструкции. Однако то, что мы получаем в итоге после реконструкции, зачастую совершенно другие внешне торговые коридоры, и, естественно, они уже начинают быть более привлекательными для другого профиля арендаторов. Например, если была улица с возможностью запарковать автомобиль, то там можно было продавать какую-то дорогую одежду или те товары, которые требуют примерку. Если парковку убирают, расширяют тротуар, естественно, эта площадь начинает привлекать ритейлера, который рассчитан на пешеходов, на спонтанную покупку, на более мелкие покупки. Исключение составляют два люксовых торговых коридора — Третьяковский и Столешников — которые вмещают в себя как красивые пешеходные коридоры, так и люксовые товары. Если рассуждать о ставке, которые были до реконструкции и после, будет неправильно, если мы скажем, что на 100% уверены в каких-то фактах. Никто не знает, что будет после реконструкции. Мы можем опираться на опыт уже пережитых лет и тех улиц, которые подверглись реконструкции в прошлом году. Если взять ретроспективу — 2014 год и первый квартал 2017-го, улицы до реконструкции и после — практически ставки не меняются. Если коридор был 35-95 тысяч, то сейчас примерно в тех же рамках он и находится». Руководитель отдела стрит-ритейл Colliers International Екатерина Подлесных не считает, что отказ арендаторов от продления договоров можно назвать массовым явлением. Екатерина Подлесных руководитель отдела стрит-ритейл Colliers International «Я бы не сказала, что это носит массовый характер. Все-таки арендаторы центральных локаций и основных торговых коридоров предпочитают сохранять свои помещения и арендные договоры. Да, они были готовы к лету, я думаю, что запланированы вот эти реконструкции, и арендаторы за это время стараются улучшать свои магазины. Например, кто-то меняет витрины, кто-то взял новую площадку, и под это дело осуществляют свой ремонт. То есть, конечно, есть сложности по передвижению и по трафику — по автомобильному и пешеходному, но ничего страшного». В 2017 году по программе «Моя улица» будет реконструировано около 80 улиц или примерно 50 километров преимущественно в пределах Садового кольца. Бюджет рекордный: почти 40 млрд рублей.