Губернаторы и министерства будут отдельно отчитываться о развитии села
Показатели, касающиеся сельских территорий, сегодня не учитываются в отчётах регионов о своём социально-экономическом развитии. В итоге проблемы села «теряются» на фоне усреднённых данных, предоставляемых федеральной и местной исполнительной властью. В Совете Федерации намерены исправить ситуацию до конца года, а также разработать ряд новых законодательных мер в помощь сельским территориям. У бедности — «деревенское лицо» Госпрограмма по устойчивому развитию сельских территорий до 2020 года должна быть сохранена на том уровне финансирования, который был заявлен изначально. Об этом сегодня в один голос говорят аграрные эксперты и парламентарии. По их мнению, невозможно выполнить заявленные цели программы (её рекомендуют, кстати, продлить до 2030 года), если не вернуть всё, что было сокращено финансовым блоком Правительства. Минфин урезал средства каждый год в среднем на 10 процентов — в итоге сегодня программа недофинансирована по сравнению со своим же изначальным (от 2014 года) паспортом практически наполовину. «Всё, что не додали, надо додать», — так сформулировал предложения сенаторов глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Михаил Щетинин. 37,8 млн россиян живут в сельской местности Позицию эту поддерживает и Минсельхоз. Как заявила представитель министерства Ольга Уханина, в ведомстве считают недопустимым, если программа по поддержке села «расползётся» по различным госпроектам. Одновременно необходимо всем регионам и муниципалитетам провести расчёты — сколько требуется на развитие сельского хозяйства на конкретной территории? Очевидно, что уровень затрат на это в Краснодарском крае, Воронежской области и на Дальнем Востоке совершенно разный. Эксперты прикидывают — для того чтобы достичь целей госпрограммы по устойчивому развитию сельхозтерриторий нужно ещё 20 миллиардов рублей. А вот в Совете Федерации называют эту сумму смешной в масштабах страны — глава профильного комитета палаты регионов Михаил Щетинин считает, что речь может идти о триллионах рублей. Может быть, поэтому Минэкономразвития никак не подвигает регионы к тому, чтобы они наконец-то обсчитали свои сельхозперспективы. Федеральный центр не запрашивает — территории живут по принципу «инициатива наказуема». Страдает же население: лишь треть селян трудоустроены, а на социальное развитие села в госпрограмме предусмотрено лишь восемь процентов всех расходов. Растёт и количество неимущих и малоимущих семей (плюс 13 процентов): недаром, как говорят эксперты, у российской бедности — ярко выраженное «деревенское лицо». Кажется, что это парадокс или «происки врагов» — о прорывных успехах в нашем сельском хозяйстве, особенно в экспорте зерна, сегодня не говорит только ленивый. На это учёные приводят данные — 93 процента прибыли сосредоточены у 18 процентов сельхозорганизаций. И модернизировать в России предстоит как минимум две трети сельских хозяйств. «Сельская строчка» нужна срочно Между тем в Минсельхозе и Минздраве рапортуют о показателях по построенным дорогам и газопроводам на селе, об открытии образовательных учреждений и работающих на селе фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП). Данные только на первый взгляд смотрятся бодро — эксперты хватаются за голову и утверждают, что без срочных и неординарных мер село не вывести из кризиса. Например, в Минздраве говорят, что на селе работают 36 тысяч ФАПов. Вот только проблема в том, что в 2005 году таких пунктов было 45 тысяч. И об этом в министерствах, если лишний раз не спросят, предпочитают молчать. Сенаторы спрашивают — в частности, на последнем обсуждении в Совете Федерации замглавы профильного комитета Ирина Гехт поинтересовались у представителей Минздрава: есть ли сведения, какова зарплата сельских врачей в том или ином регионе? Оказалось, что ничего, кроме усреднённой статистики в ведомствах нет. Всё это заставляет экспертов настаивать на введении отдельной «сельской строчки» в госпрограммах, касающихся развития социальной сферы. А при оценке деятельности органов исполнительной власти ввести разбивку на городские и сельские показатели, о чём руководство Совета Федерации говорит давно. Это поможет избежать тех казусов, которые таит в себе опора на «среднюю температуру по больнице». В частности, говорят, что немного выросла продолжительность жизни на селе (70 лет — у мужчин, 64 — у женщин). Но население-то сократилось — и население это, в основном, работоспособное, которое год за годом бежит из села в город. Губернаторы же докладывают о динамике развития региона, замалчивая, как правило, пробелы в развитии села. Как сообщила Ирина Гехт «Парламентсткой газете», введение «сельской строчки» не требует принятия новых законов — достаточно постановлений исполнительной власти, и корректировки в работе Росстата. Но парламентарии готовы повлиять на то, чтобы это произошло как можно скорее — по словам Ирины Гехт, в Совете Федерации серьёзно настроены решить вопрос до конца текущего года. Сельская местность не определена законом Сегодня некоторые идеологи считают, что сельские территории не должны рассматриваться как локомотивы национальной экономики. Например, экс-глава Минфина Алексей Кудрин не устаёт делать акцент на создании крупных городских агломераций (именно их наличие, по его мнению, сделает Россию «конкурентоспособной»), и ничего не говорит о развитии села. У учёных-практиков это вызывает недоумение — во Всероссийском институте аграрных проблем заметили, что «вряд ли г-ну Кудрину неизвестно, что гармоничное развитие городов обеспечивается именно за счёт развития села». На это в кулуарах власти отвечают: урбанизация — процесс неизбежный. Эксперты парируют: смерть тоже процесс неизбежный, однако никто не хочет её приближать. Точно также не хочется специалистам и парламентариям стимулировать процессы, которые приведут к смерти села. И здесь есть ряд конкретных предложений в законодательство. Первое из них озвучил академик РАН, в прошлом — замминистра сельского хозяйства Александр Петриков. Он отметил — сегодня определения, что такое сельские территории, в федеральных законах не найдёшь. Может быть, поэтому они уходят на второй план (а иногда и попросту игнорируются) в стратегических программах развития государства — например, в стратегии безопасности России? В Совете Федерации поддерживают это предложение — определить законом, что такое сельская местность, необходимо. Как и проработать вопрос, касающийся статуса сельхозпроизводителя в России, — сегодня таковым субъектом, который, соответственно, может претендовать на господдержку, считается предприниматель, в чьём бизнесе производство сельхозтоваров составляет не менее 70 процентов. Эксперты предлагают снизить эту планку до 50 процентов. Но парламентарии призывают не торопиться. «Это позволит охватить господдержкой большее количество предприятий. Но нужно обязательно обговорить, чтобы такая структура осуществляла свою деятельность только в сельской местности. Главная же задача на сегодня — удержать показатели, заложенные в Доктрине продовольственной безопасности России. Когда мы будем только наращивать или только удерживать достигнутый уровень, мы сможем сказать, что цели госпрограммы выполнены», — считает Михаил Щетинин.