Десять лет на зоне. Как росли российские ОЭЗ

Иллюзий больше нет «Процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», - говорил аудитор Сергей Агапцов, выступая с докладом перед коллегией Счетной палаты РФ в апреле 2016 года. Проверка, проведенная специалистами по поручению президента Владимира Путина, показала неутешительные результаты: за десять лет в особые экономические зоны вложили 121,9 млрд рублей из федерального бюджета и 64 млрд рублей региональных средств, но количество созданных рабочих мест неприятно мало – всего 18,2 тысячи. После этого для российских ОЭЗ наступили сложные дни. В июне 2016 года Владимир Путин поручил приостановить создание новых зон, в сентябре правительство РФ закрыло восемь уже существующих, а к концу прошлого года особые экономические зоны перевели на баланс субъектов страны. Параллельно с ослаблением позиций ОЭЗ, власти продолжили развивать систему территорий опережающего развития, которые также предполагают налоговые льготы для резидентов. С начала 2015 года ТОР начали создавать на Дальнем Востоке, теперь же этот статус может получить любой моногород. Новой возможностью пользуются даже те регионы, на территории которых работают ОЭЗ: например, Татарстан и Самарская область. Приоритетной программой «Комплексное развитие моногородов» предусмотрено создание ТОР в 100 моногородах России. В реестре резидентов территорий опережающего развития, опубликованном министерством экономического развития РФ в конце мая 2017 года, значатся 24 компании. Инновационный пузырь Особые экономические зоны технико-внедренческого типа на сегодня привлекли наибольшее количество компаний-резидентов – более 300. В то же время, для этого типа ОЭЗ характерен высокий процент уходов – 26,2 % от общего количества компаний, внесенных в реестр резидентов, его покинули. Анализ показал, что такие зоны резко замедлили рост числа резидентов к 2011 году, в котором известный поклонник инноваций Дмитрий Медведев оставил пост президента страны. В 2011 году реестр пополнили 38 компаний, а покинули 20; в 2012 году аналогичные показатели составили 17 и 12 компаний соответственно; в 2013 году – 37 и 27, а в 2014 году количество пришедших и ушедших резидентов и вовсе совпало – 25 фирм. В 2015 году темп прироста увеличился – на фоне санкций со стороны Запада, продолжающихся после присоединения Крыма, и государственного курса на импортозамещение. Несмотря на то, что технико-внедренческие ОЭЗ лидируют по количеству резидентов, специалисты Счетной палаты РФ оценивают их деятельность скептически. В частности, все тот же государственный аудитор Сергей Агапцов находил в ОЭЗ «Зеленоград» нарушений на сумму более 3 млрд рублей, в негативном ключе также упоминались «Дубна» и «Иннополис». «Относительно эффективными» Агапцов называл четыре особые экономические зоны, из них только одна ориентирована на разработку и внедрение инноваций – «Санкт-Петербург». В динамике прироста резидентов «Санкт-Петербург» заметны тенденции, характерные для технико-внедренческих ОЭЗ в целом. Например, высокий процент уходов (37,5 %) и падение роста с 2011 года. Но есть и различия: приток резидентов в петербургскую зону возобновился в 2014 году, тогда как остальные наукоемкие ОЭЗ снова начали расти только в 2015. В первой половине 2017 года льготами, которые предлагает «Санкт-Петербург» не заинтересовалась ни одна компания. Рабочие лошадки Промышленно-производственные ОЭЗ находятся на втором месте по числу компаний-резидентов, но процент ушедших гораздо ниже – 6,6 % от общего количества фирм, включенных в реестр. В отличие от технико-внедренческих зон, промышленные стабильно росли в период с 2011 по 2014 год. Падение пришлось на 2015 год – тогда резидентами таких зон стали 16 компаний, три вышли из реестра. В год, когда Счетная палата опубликовала разгромный доклад о результатах деятельности особых экономических зон, в промышленные ОЭЗ пришли в 2,6 раза больше компаний, чем за весь 2015 год (42 против 16). При этом 33 из них включили в реестр уже после того, как госаудиторы вынесли жестокий вердикт: российские ОЭЗ не оправдали возложенных ожиданий. По версии все той же Счетной палаты, большинство эффективных зон принадлежат именно к этому типу: госаудиторы выделили «Липецк», «Алабугу» и «Тольятти». «Липецк» и «Тольятти» могут похвастаться нулевым процентом ушедших резидентов, за всю историю работы эти зоны не покинул никто. Аналогичный показатель «Алабуги» хуже – 10 %, при том, что по общему количеству резидентов татарская ОЭЗ сравнима с липецкой. «И мы, и «Алабуга» себя оцениваем как лучшая особая экономическая зона. Но правильнее сказать, что в Татарстане самая большая в России ОЭЗ, а в Липецке – самая эффективная. А в 2017 году мы, скорее всего, догоним «Алабугу» и по количеству рабочих мест, и по инвестициям», - цитировал генерального директор ОЭЗ «Липецк» Ивана Кошелева «Коммерсантъ» в апреле 2017 года. По данным, опубликованным федеральным минэкономразвития, в текущем году ряды резидентов «Липецка» пополнили две компании, «Алабуги» - пять, а «Тольятти» - ноль. Аутсайдеры В туристко-рекреационных и логистических ОЭЗ дела идут хуже всего. Все восемь зон, деятельность которых досрочно прекратило правительство РФ осенью 2016 года относятся к этим типам (шесть туристских и две логистические). Для первых характерен самый высокий процент ухода резидентов – 28 % компаний, внесенных в реестр федерального министерства экономического развития, вышли из него (24 из 86). Большим количеством резидентов они также похвастаться не могут. В 2012 и 2013 годах прирост вовсе оказался отрицательным, хотя с 2014 года этот показатель вновь стал увеличиваться – западные санкции, сложная политическая ситуация в Египте и конфликт России с Турцией давали возможность для развития внутреннего туризма. С 2016 года и по сей день резидентами туристко-рекреационных зон становятся единицы. В случае с логистическими ОЭЗ выяснилось, что анализировать практически нечего: в реестре минэкономразвития указана только одна зона этого типа – «Ульяновск». В 2017 году ни одна компания не заинтересовалась льготами, которые там предлагают. Фото с сайта zur.ru

Десять лет на зоне. Как росли российские ОЭЗ
© РИА "ФедералПресс"