Грузовики обгоняют LCV
Продажи коммерческого транспорта в России продолжают расти: в мае они увеличились на 69% по грузовикам и на 19% по LCV. Однако прогнозы развития ситуации сильно отличаются: иностранные компании в грузовом сегменте рассчитывают на сохранение темпов роста продаж и продолжение реализации отложенного спроса, тогда как отечественные лидеры рынка LCV ждут стагнации на фоне ослабления господдержки. В мае продажи грузовиков в России выросли на 69%, до 5,6 тыс. штук, сообщил «Автостат» (анализирует ситуацию по регистрациям новых машин). Положительную динамику показали все наиболее популярные бренды, у половины рост исчисляется трехзначными цифрами, отмечают в аналитическом агентстве. Так, лидер рынка КамАЗ увеличил продажи на 48%, до 1,8 тыс. штук, ГАЗ — на 29%, до 689 штук, «Урал» — на 30%, до 192 штук. В то же время продажи Volvo взлетели сразу на 773%, до 384 грузовиков, Scania — на 211%, до 358 штук, Mercedes — на 194%, до 350 штук, DAF — на 574%, до 290 грузовиков. В целом за январь—май рынок вырос на 40%, до 25 тыс. штук, наименьшая динамика роста за этот период у грузовиков группы ГАЗ — на 5%, до 2,8 тыс. машин, продажи «Урала» росли на 3%, до 1,1 тыс. штук. Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) в мае росли медленнее — на 19%, до 8,1 тыс. штук, за пять месяцев рынок увеличился на 26%, до 41,1 тыс. штук. Динамика лидера, группы ГАЗ, соответствует рыночной (рост на 19%, до 3,7 тыс. штук), УАЗ показал результаты лучше среднего (рост на 33,5%, до 1,6 тыс. штук). В целом среди популярных брендов просели продажи LCV лишь у Ford — на 8,6%, до 542 штук. При этом в Ford Sollers рассказали, что продали 589 LCV Ford Transit — на 32% больше, чем годом ранее. Объем продаж Mercedes в мае увеличился на 4%, до 468 штук, Volkswagen — на 8,5%, до 385 штук. Глава комитета коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Андрей Чурсин называет основным драйвером роста продаж грузовиков укрепление и стабильность рубля. По его словам, прогнозы АЕБ от начала года были позитивными (рост продаж импортных брендов на 15%, в целом рынка — на 5%), но «реальность превзошла ожидания». Господин Чурсин отмечает, что по некоторым брендам наблюдался дефицит машин, и ожидает сохранения темпов роста. Впрочем, далеко не все игроки согласны с оценками «Автостата» и настроены оптимистично. Так, в группе ГАЗ оценивают общий рост рынка в январе—мае на уровне 10–12%. В группе считают, что одним из факторов расхождения данных в статистике могли быть контракты последнего квартала 2016 года (обычно это большие объемы), а регистрация и постановка на учет состоялись в январе—феврале. От второго полугодия в группе вообще ожидают «удручающей ситуации» с переходом к стагнацию в силу завершения госпрограммы обновления парка. Со второго полугодия должна начаться более адресная, сегментированная поддержка рынка, и, по мнению группы ГАЗ, она не обеспечит аналогичного стимулирования спроса. По итогам года группа ждет роста рынка максимум в пределах 5–6%. Владимир Беспалов из «ВТБ капитала» согласен с прогнозом группы ГАЗ и ожидает, что рынок LCV за год вырастет на 4–5%, примерно до 100 тыс. машин. Рынок тяжелых грузовиков, по его мнению, увеличится на 11–12%, до 44–45 тыс. штук, рынок средних грузовиков будет расти на 3–5%, до 19,5–20 тыс. штук. Эксперт объясняет, что сегмент тяжелых грузовиков традиционно восстанавливается быстрее, в отличие от LCV.