Немецкие бизнесмены в России: все говорят о качестве, но никто не хочет за это платить

Немецкие бизнесмены поделились с Business FM своим российским опытом. Помимо санкций, в нашей стране иностранные предприниматели сталкиваются и с другими непреодолимыми трудностям

Что немцу — смерть в России?
© depositphotos.com

Ангела Меркель против ужесточения санкций США в отношении России. Об этом заявил представитель правительства Штеффен Зайберт. А министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль, прибывший накануне на встречу глав МИД ЕС, заявил, что планы США по введению новых санкций против России угрожают единству Вашингтона и Брюсселя. «Единства не получится, если в США будет предприниматься попытка собственные экономические интересы смешать с внешней политикой», — подчеркнул он. В преддверии выборов немцы хотят улучшить экономические отношения между странами. За минувший год с российского рынка ушли более 300 немецких компаний, а товарооборот между странами сократился на 5 млрд евро. Business FM опросила немецких бизнесменов о том, как им работается с российскими партнерами, и в чем главные сложности ведения бизнеса с Россией? Сильная централизация страны, отсутствие долгосрочного планирования, пренебрежение качеством, недоверие, хронический срыв сроков. К таким реалиям — помимо бюрократии и санкций — приходится привыкать немцам, работающим с Россией. Открытие представительства — почти обязательная опция. Она позволяет быстрее интегрироваться в рынок. В противном случае — погружение в структуру российской компании, рассказывает

гендиректор EngelCard Deutschland Норберт Петтер:

«Русская бизнес-культура очень иерархична. Шеф — это шеф, а сотрудники — это сотрудники. В Германии совершенно по-другому: более разветвленная сеть, работа с командой, корпоративный стиль руководства. В России этого почти нет. У нас же есть начальники отделов, руководители групп, проектов, платформ… И у всех достаточно реальных полномочий. Ты работаешь с сотрудниками всех уровней. Это очень удобно. В России только два класса: шеф и все остальные. Но последние ничего не решают. И, по сути, всегда приходится ждать решения только одного человека — руководителя. Такая структура делает возможным всегда что-то задвинуть в ящик или скрыть».

Довольно странное, по мнению немцев, у российских бизнесменов отношение к качеству. С одной стороны, все о нем говорят, с другой — никто не хочет за это платить, говорит

гендиректор компании Bruhn Spedition Марко Лютц:

«Русские клиенты очень чувствительны к ценам. На них влияет даже малейшее изменение цены. Один раз мы внедрили новую технологию в транспортировку опасных химикатов, и поэтому немного изменили тарифы. Позже мы заметили, что больше не получаем контрактов. Мы спросили — почему? Нам ответили, что есть компании, который готовы сделать это дешевле. И русские партеры мгновенно отказались от нас, даже не посмотрев на качество. Нам всегда приходится буквально убеждать их, почему мы имеем такие цены, что они правильные. И это очень не просто. Это все идет от недоверия».

Непросто привыкнуть немцам и к темпам ведения бизнеса. В Германии предпочитают долгосрочное планирование, русские — быстрые результаты. В России постоянно меняются правила игры, и к этому надо быть готовым, считает

начальник отдела продаж Ondal Medical Systems Жиль Пеннинг:

«Приходит новый приказ от Путина или Медведева, который просто разрушает все твои планы. Тут у тебя есть команда. 100 русских сотрудников, два немецких начальника. Ты строишь свой бизнес-план на три или пять лет, нанимаешь инженеров на работу, менеджеров, и тут меняют какой-нибудь сертификат. Я не говорю по поводу санкций, просто приходит приказ, никакое министерство не знает, как это выполнить. И все твои планы вылетают. Зачем все эти люди, мы тоже не знаем. Мы даже не говорим по поводу курса рубля и об остальных макроэкономических проблемах».

Поиск подходящих кадров в российские офисы тоже больная тема, рассказывает

бывший руководитель отдела международных продаж компании «Совлинк» Стив Лацитис:

«Вы можете отправить человека учиться за рубеж. Гарвард, Массачусетский технологический институт, не так важно. Он возвращается, попадает в русскую систему, и через полгода он будет такая амеба, как все. И они сказали, мы не можем по-другому — система такая, что ты не можешь говорить смело. И то, что ты учил в Гарварде, не можешь это осуществлять. Это очень заметно».

В качестве плюсов работы с российскими компаниями немцы отмечают отсутствие культурных и религиозных разногласий, приятную атмосферу на переговорах, креативность, быстроту, гибкость и даже небольшую разницу часовых поясов. Но главное — огромный потенциал развития рынка. Товарооборот между странами в прошлом году составил рекордно низкие 40 млрд евро, включая все энергоносители. Для сравнения: Германия торгует с Польшей на 90 млрд. И немецкие компании, столь преуспевшие в долгосрочном планировании, работают в России на перспективу, например, 20 лет.