Памятники культуры будут спасать от разрушения деньгами частников
Сегодня в реестре объектов культурного наследия (ОКН) значится около 160 тысяч объектов, которые подлежат охране, из них федеральных — более 84 тысяч, остальные — регионального и муниципального подчинения. И состояние большинства из них оставляет желать лучшего — только 15 процентов от общего числа находятся в удовлетворительном состоянии. А множество ОКН вообще не значатся в каких-либо реестрах, и, соответственно, медленно погибают. Сегодня, 20 июня, в Госдуме обсуждали, как власть совместно с бизнесом может изменить эту ситуацию к лучшему. Один закон решит много проблем Хуже всего дела обстоят в регионах, так как вопросы финансирования сферы культуры там стоят острее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Изменить ситуацию могло бы более активное использование механизмов государственно-частного партнёрства (ГЧП). Но сегодня они в сфере восстановления и реконструкции объектов культурного наследия практически не работают. А реальная потребность капиталовложений в них оценивается в 400-500 миллиардов рублей, что более чем в 10 раз превышает объёмы, предусмотренные федеральным бюджетом. Откуда брать деньги и как активнее привлекать частников к процессу восстановления памятников? Об этом шла речь 20 июня в Госдуме на парламентских слушаниях «Перспективы и возможности использования механизма государственно-частного партнёрства для целей сохранения и воссоздания объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». Уже не первый год Минкультуры говорит о том, что ГЧП позволит власти привлекать бизнес к развитию, сохранению, реставрации и продвижению памятников истории и культуры. С этим согласны и парламентарии, правда, пока соответствующего закона Госдума не приняла. Если документ появится, частный инвестор получит стабильный доход и определённые преференции от власти, а государство — преимущества от снижения затрат на поддержку ОКН, предоставления более качественных услуг населению и создания дополнительных рабочих мест. Пускать частные инвестиции в сохранение объектов культурного наследия — единственный путь для их спасения, считает замминистра культуры РФ Олег Рыжков. Он напомнил, что сейчас бизнесмены могут восстанавливать объекты культурного наследия, давая деньги как бы на благотворительность, либо арендуя ОКН у государства. «Мы давно внедряем систему аренды объектов за рубль в год в течение 99 лет. Предварительно частник должен в течение семи лет привести объект культурного наследия в порядок», — напомнил чиновник. Кроме того Рыжков с сожалением отметил, что очередей из предпринимателей, несмотря на благоприятные условия, всё равно не выстраивается. Рыжков также обратил внимание на принятые поправки в Закон «О концессионных соглашениях», в рамках которых такие соглашения допускается заключать в отношении объектов культуры, но менять назначение отреставрированного объекта при этом запрещено. То есть, если деньги вложены в реконструкцию здания музея, даже давно не работающего, то все равно объект должен остаться музеем. Поэтому концессионные соглашения, с успехом применяемые для возведения объектов транспортной инфраструктуры, не получили столь широкого распространения в сфере сохранении и воссоздании ОКН. «Мы считаем, что в рамках ГЧП и концессионных соглашений нужно отдельно прописать все вопросы, связанные с объектами культурного наследия — памятниками, зданиями и ансамблями», — отметил Олег Рыжков. По словам чиновника, сегодня ГЧП в России находится в стадии становления и нуждается в дальнейшем развитии нормативно-правовой базы. Об этом же говорил и глава думского Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Он предложил внести в Госдуму законопроект, предоставляющий бизнесменам право первоочередного выкупа объектов культурного наследия, которые они отреставрировали. «Государство сейчас предлагает ряд программ по реконструкции ОКН, и если бы не частники, то многих объектов уже не было. Но ни один бизнес вкладываться не будет в реставрацию ОКН в должной мере, потому что ему не дают гарантий. Получается, что предприниматель отреставрировал, принял участие в тендере и не факт, что выиграет его, а муниципалитет просто отберёт в итоге здание или ансамбль», — объяснил депутат. А зампред Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков предложил законодательно закрепить вопрос временной передачи в собственность объектов культурного наследия для их добровольческого восстановления. В этом процессе, уверен сенатор, должно обязательно участвовать Росимущество. А многое уже придумано Отметим, что сейчас, несмотря на все упомянутые трудности, в области сохранения, воссоздания и использования ОКН активно практикуется заключение арендных договоров с инвестиционными условиями, которые, по сути, представляют собой ГЧП. Существует пять видов таких договоров. Первый уже был упомянут выше. Это когда он заключается на проекты, где государство привлекает частные инвестиции в процесс реставрации объектов культурного наследия и сдаёт их в долгосрочную аренду за 1 рубль в год. Второй вид применяется в отношении тех памятников истории и культуры, которые имеют определённую ценность для государства и в которых запрещено ведение любого вида коммерческой деятельности, например, из-за музейного статуса. В таком случае частный инвестор вкладывает средства в реставрацию объекта с сохранением всех его функций, а рядом на специально предоставленном участке создаёт обслуживающие музей сервисы и необходимую инфраструктуру для туристов и за счёт вырученных от её работы средств компенсирует свои затраты. Третий вид — это проекты с привлечением частников для воссоздания объектов культурного наследия и строительства на прилегающих к нему территориях коммерческой недвижимости. Затем государство в рассрочку выплачивает бизнесмену деньги за техническое обслуживание объекта и всего комплекса прилегающих зданий, оставляя изначальное предназначение памятника истории и культуры. Четвёртый вид подразумевает передачу частнику в аренду на какое-то время один или несколько объектов недвижимости для их коммерческого использования. Пятый вид — это редкие проекты ГЧП, когда частник может получить право собственности на объект, который он отреставрировал. Всего же в России реализуется 34 таких проекта, общий объём инвестиций в которые составляет 2,7 миллиарда рублей. 29 проектов идут по льготной аренде объектов культурного наследия, а 5 проектов — по концессионным соглашениям на объекты культурного наследия. Эти проекты реализуются в Москве, Ставропольском крае, республиках Башкортостан, Бурятия, в Тюменской, Калужской и Тульской областях. «Нам необходимо определиться с тем, какие объекты культурного наследия мы готовы передавать в частную собственность, менять их целевое назначение, а какие из них навсегда останутся в собственности государства. Необходимо также создать реестр и поставить на кадастровый учет все ОКН, включая земельные участки и прилегающие к ним охранные зоны. И конечно, мы должны гарантировать имущественные права инвесторам, без чего невозможно никакое партнёрство. Словом, работа предстоит большая, и к решению проблемы нужен комплексный подход. Мы не сможем обойтись без участия профильных комитетов Госдумы», — заявил председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. Депутат уверен, что нужно как можно скорее вносить коррективы в государственную политику в области охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия. Нужно обеспечение притока частных инвестиций и создание условий, при которых они будут направляться именно на эти благие дела. Участники парламентских слушаний считают, что как можно скорее надо внести поправки в федеральные законы «О концессиях» и «О ГЧП», установив особенности подготовки проектов в отношении объектов культурного наследия, и лучше проработать в законодательстве механизмы зашиты имущественных интересов и гарантии возврата вложенных частным инвестором средств. Кроме того, необходимо как можно скорее разработать единую стратегию привлечения частных инвестиций в сферу сохранения объектов культурного наследия и сформировать комиссии по проведению проверки каждого из них на предмет пригодности для проектов ГЧП, а также утвердить порядок работы с ними. Также, по словам депутатов, не лишним будет создание реестра памятников, пригодных для проектов ГЧП и размещение сведений о них в Интернете на информационных порталах органов власти.