Воронежцы собственноручно загоняют себя в рабство управляющих компаний
Управляющие компании предлагают воронежцам подписывать «кабальные» договоры. Не вникая в детали документа, жители соглашаются на оплату коммунальных услуг сверх норматива, добровольно отказываются от любых запросов в адрес УК и готовы гасить штрафы коммунальщиков. На какие пункты нужно обратить внимание, если вам предложили заключить договор управления? Николай Курилов от кабального договора буквально спас дом, в котором председательствует четвертый месяц. Говорит, управляющая компания, сославшись на большой объем работ, рекомендовала жителям многоэтажки перейти в другую обслуживающую организацию. Николай Курилов, председатель совета дома по ул. Танеева,9: «Пришли, начали говорить, агитировать нас, что так и так. Но я, когда это договор взял, мы обсудили его, соответственно, отказались и все». Документ отнесли на проверку эксперту ЖКХ Светлане Кравцовой. Она сходу нашла в нем такие пункты, которые фактически обрекают горожан на рабство и лишают всех прав. За длинными, порой путаными и противоречивыми формулировками скрывается обман. Например, этот пункт фактически означает, что жители согласны платить за весь объем потребленных домом ресурсов вне зависимости от норматива. А еще – обязуются не вмешиваться в деятельность УК и даже не спрашивать, куда и на что та тратит деньги. Хотя эта информация должна быть общедоступной. В документе также прописано, что жители будут платить штрафы, которые организация получает за свою недобросовестную работу. И это помимо 10-процентоного вознаграждения, которое достается коммунальщикам по строке «плата за жилое помещение». Все пункты, говорят специалисты, вне закона. Светлана Кравцова, член общественного совета по ЖКХ г. Воронежа: «Необходимо изучать договор управления тщательно и заблаговременно до момента проведения общего собрания. Если же все-таки договор такой заключен, вы его утвердили решением общего собрания, как быть? в этом случае либо вам придется жить с этим договором до окончания срока управления многоквартирным домом, либо опротестовывать пункты, которые не соответствуют действующему законодательству в судебном порядке». Случай с Елизаветой Грицаенко вообще уникальный – управляющая компания, договор с которой закончился, предложила подписать другой. В документе – ни названия, ни имен руководства, ни реквизитов. А в строке адрес: город Нью-Йорк, улица Лейпцигштрассе. Елизавета Грицаенко, председатель совета дома по ул. Юлюса Янониса, 3: «Я не видела, когда прочитывала мельком , сидя у них, я даже не обратила внимание на адрес этой организации, а когда прочитала дома – пришла в ужас! Издеваться так над людьми нельзя!». Подобные случаи последнее время стали массовыми. Эксперты говорят, это связано с переделом рынка. Крупные управляющие компании якобы планируют передать под управление подконтрольным более мелким УК часть домов – так можно уйти от долгов и навязать новые договоры. Впрочем, коммунальщики это отрицают. Владимир Болотов, руководитель УК Левобережного района: «Если кто-то выйдет на этот рынок, предложит жителям более оптимальные условия, ну, перейдут – перейдут. То есть, искусственно вот это не создается. Если к нам обращаются жители, мы можем порекомендовать те организации, в которых мы не сомневаемся, что они порядочные». Формально старые и новые компании не имеют отношения друг к другу – утверждают коммунальщики. Но в Воронеже уже были случаи, когда УК по факту просто меняла название. Доверчивые, пассивные или неграмотные воронежцы легко могут оказаться под управлением новой УК, поверив обещаниям и подписав документы вслепую. Впрочем, даже их мнения могут не спросить. В Воронеже расследуется уже два уголовных дела о подделке протоколов общих собраний. Покончить с коммунальным хаосом могут, пожалуй, только сами жители. Выбирать, кто будет обслуживать дом, – это исключительно их право. Дело за малым – чтобы люди, наконец, им воспользовались. Анна Андреещева, Евгений Лютов, Александр Рудик. Госжилинспекция и Роспотребнадзор объединились в борьбе с нерадивыми коммунальщиками