Войти в почту

10 главных проблем российских городов

Совершенно случайно наткнулся на статью ресурса Афиша Daily, в которой медиадиректор КБ «Cтрелка» Юрий Болотов кратко, но довольно точно описывает главные проблемы городов постсоветской России — проблемы, которые встают на пути прогрессивных умов, проблемы, из-за которых многие жители не любят свои города и стремятся их покинуть. Данная статья настолько хороша и лаконична, что вполне может претендовать на звание «лучшей шпаргалки по решению городских проблем для начинающих». От городских активистов всегда требуют компетентных тезисов, поэтому считаю необходимым опубликовать данное интервью с самым что ни на есть профессионалом здесь и дополнить некоторыми комментариями. 1. Люди не знают об общественных пространствах. В 2014 году институт «Стрелка» провел краудсорсинговое исследование «Чего хочет Москва», в котором были собраны более двух тысяч идей москвичей по обновлению столицы. В своей колонке архитектурный критик Григорий Ревзин подвел итоги проекта, сделав парадоксальный вывод: «Это рынок, на котором предложение определяет спрос», — москвичи больше всего хотят новых парков и общественных пространств, то есть именно тех изменений, которые им уже предлагает московское правительство. Для многих из них качество городской среды не имеет принципиального значения. Люди привыкли к среде, которая их окружает, и, скорее всего, даже не догадываются, что может быть иначе: три четверти россиян вовсе не имеют загранпаспорта. Но все познается в сравнении: если в городе появляется удачное общественное пространство, запрос на качественную среду начинает распространяться как вирус. Здесь хочется подчеркнуть, что правило «предложение рождает спрос» как нельзя кстати хорошо подходит для развития постсоветского города. Когда у людей появляются удачные примеры — люди начинают хотеть больше и качественней. Разумеется, любому предложению должны предшествовать широкие исследования, чтобы узнать запросы людей и лишь затем описывать конкретные проекты. Именно так и развиваются города, стремящиеся в будущее. 2. Благоустройство следует устаревшим стереотипам Отсутствие позитивных примеров влияет только на обычных горожан: оно влияет и на власти, и на местных архитекторов, которые подвержены стереотипам. Во многих российских городах представление о благоустройстве устарело. Удачным зачастую считают не живое пространство, в котором приятно находиться людям, а дорогую и пафосную площадь с вычурными монументами и обилием гранита в оформлении, просто потому что это «красиво». Бюджет каждый год тратится на бесполезную перекраску бордюров и заборов, при этом обустройство удобных зон для жителей можно сделать усилиями активистов даже за небольшие деньги — и такой локальный проект станет катализатором городских изменений. В Кургане с каждым годом возрастает интерес к историческому наследию. Чиновники, наконец, озадачились проблемами возможной утраты уникальных объектов архитектуры (успев при этом допустить не только утрату некоторой части таких объектов, но и уплотнительную многоэтажную застройку на их месте). Хочется надеяться, что внимание властей приведет к более прогрессивной политике в этом направлении и изысканиям соответствующих бюджетов. 3. В России не площади, а пустыри Большинство площадей российских городов — даже и не площади в западном понимании, а модернистские перекрестки или попросту пустыри, которые иногда используются для городских праздников, но куда чаще как парковка для машин. Все они испытывают общую проблему: из центра городской жизни превращаются в транзитную зону — и горожане стараются на них не задерживаться. Однако если через площадь идет большой поток пешеходов, у нее есть потенциальная аудитория — осталось только придумать, чем занять этих людей. Даже не знаю, стоит ли упоминать данный пункт в контексте Кургана еще раз, учитывая абсолютную неповоротливость мышления многих из тех, кто якобы радеет за сохранение исторической идентичности Центральной площади, при этом забывая про то, что архитектурная «жемчужина» давно превратилась в огромную безжизненную парковку, где никто не хочет гулять. Проблема Кургана в том, что большинство привыкло обращать внимание на форму, но не на содержание, что является губительным для города XXI века. Центральная площадь, это действительно великолепный архитектурный эталон и ценнейший артефакт нашей истории, который ни в коем случае нельзя уничтожать, застраивать, сносить и бездумно преобразовывать. Однако все эти регалии еще не означают, что нам не нужно заботиться о локальных сценариях для этого пространства, прорабатывать возможности ликвидации парковки, а также поддерживать молодежь, которая любит это место, но не может его эффективно использовать. 4. Во дворах неуютно Двор — основа локального сообщества, но зачастую первое, что видит горожанин, выходя в город, — это неприглядная парковка, окруженная тоскливыми зданиями. Российские дворы неуютны, в них не чувствуешь себя комфортно и безопасно, и поэтому их хочется поскорее покинуть. С одной стороны, это следствие советской эпохи: в сознании горожанина все городское пространство за пределами его квартиры было общим — то есть ничьим. С другой, тяжело почувствовать двор своим, если он находится внутри колодца из новостроек и его вместе делят несколько тысяч человек. Ситуация с дворовыми территориями в Кургане — более чем тяжелая. Есть некоторые надежды, что все, хоть и частично, изменится с приходом программы «Комфортная городская среда», но очевидно, что значительная часть дворов так и останется заброшенными пустырями грязи и отчуждения. Негативным фактором в данном случае зачастую выступает крайняя пассивность самих жителей. 5. Улицы для машин, а не для пешеходов В крупном российском городе примерно 1000 улиц, но если вы прогуляетесь по многим из них, то вряд ли найдете хорошее освещение и благоустройство — зато увидите неудобный подземный переход там, где он не нужен. Российские улицы предназначены в первую очередь для машин, а людям на них некомфортно. Как это исправить? Расширить тротуары за счет сужения автомобильных полос, посадить деревья, поставить скамейки, урны и освещение, чтобы прохожие чувствовали себя в безопасности. Впрочем, это не значит, что все улицы должны быть притягательными общественными пространствами: в первую очередь они должны эффективно выполнять свою транзитную функцию — быстро доставлять горожанина до места назначения. Одна из самых любимых моих тем. Важно понимать, что российские города только тогда смогут привлекать вожделенных туристов и завоевать любовь собственных жителей, когда станут удобны для тех, кто ходит пешком. Автомобилеориентированная транспортная политика — удел 60-х — 70-х годов прошлого века. Все прогрессивные города уже давно ушли от этого, в России — еще все впереди. 6. Набережные стали шоссе Пространства у рек и озер могли бы стать местами отдыха, но зачастую они выключены из городской жизни. Исторически вода являлась очень важной точкой притяжения для промышленности: реки не только давали воду для производств, но и использовались для перевозки грузов. Впоследствии транспортную функцию взяли на себя набережные, а уже в XX веке по берегам стали прокладывать широкие автострады. Чтобы реки заработали как общественные пространства, горожанам необходим комфортный доступ к воде — спуски и нижний уровень набережных, как в европейских городах. А еще должен существовать сам спрос от горожан: если от реки далеко до жилья или популярных городских мест, то ей не станут пользоваться. В самое ближайшее время власти Кургана намерены провести благоустройство набережной р. Тобол. Что это будет за проект и, самое главное, КАК он будет функционировать — нам предстоит оценить позже, ведь речь идет не о полноценной реконструкции с переосмыслением локальных сценариев, а лишь о благоустройстве. 7. Парки не работают как парки Существует стереотип о том, общественное пространство должно постоянно заманивать и развлекать пользователя. Однако это не так: то, что является неотъемлемой частью торгового комплекса, вряд ли хорошо для городского парка. Российские парки часто переполнены рекламой, коммерческими киосками и аттракционами — каждый сантиметр пространства как будто насыщен принудительными развлечениями, так что не остается пространства для собственно отдыха и спорта на открытом воздухе. Даже небольшие и дешевые изменения могут дать позитивный эффект: в 2016 году в Советском парке Омска городские активисты построили на месте заброшенного кафе летнюю площадку для лекций «Балкон»— и это привлекло в парк молодежь. Недавняя история с перспективой капитального строительства на территории Городского Сада обнажила важную проблему: не только горожане, но и многие чиновники не видят разницы между парком развлечений и садом, как таковым. В совокупности с отсутствием диалога в городе, все это приводит к нелепым попыткам — создать из привлекательной для прогулок зеленой территории в центре города некую солянку из аттракционов, улья коммерческих точек, парковки и много еще чего. 8. Визуальный мусор Российские улицы переполнены кричащей рекламой и растяжками, а фасады многих зданий находятся в плачевном состоянии. Во многом это тоже следствие эпохи СССР: жители думают, что ремонтом их общего фасада должен заняться мэр. Кроме того, за советские годы выработалась усталость от пустых фасадов, поэтому к рекламе относятся без раздражения, как к данности. Горожанам не очень важно, что баннеры занимают много места и конфликтуют с исторической средой. Чтобы исправить ситуацию, необходимо ввести городской дизайн-код — то есть набор правил, определяющих внешний облик вывесок, фонарей и уличной мебели. Дизайн-код уже введен в Москве и сейчас, например, тестируется на проспекте Кирова в Саратове. В Кургане о дизайн-коде пока только говорят, но хотя бы говорят! Тем не менее проблема визуального мусора на улицах столицы Зауралья по-прежнему остается острой. В соседнем Челябинске, например, началась кампания по борьбе с вычурной отделкой фасадов сети «Красное и Белое». Ждем нечто подобное и у нас. 9. Нет культурной программы Одно из главных отличий российских городов от европейских — даже не качество городской среды, а отсутствие культурной программы. Не все западные городки вымощены гранитом, не у всех широкие тротуары и хорошее освещение, но при этом в них зачастую сильно развиты институции (например, музеи и общественные центры), которые качественно насыщают культурной жизнью локальных обитателей. В российских городах ситуация оставляет желать лучшего: скорее всего, местная повестка ограничивается Днем города, Новым годом и 9 Мая. Главным общественным пространствам — центральной площади, набережной или парку — не хватает событийности: зачем туда идти, если там ничего не происходит? Фестивали, маркеты еды и забеги стали рутиной в Москве, но это то, чего не хватает другим городам России. Именно та самая событийность зачастую и является камнем преткновения. Последнее время власти пытаются включиться в такую работу. Однако без диалога с городскими активистами, жителями и представителями бизнеса многие начинания умирают еще на стадии концепции. 10. Не хватает городских СМИ Медиа тоже важная часть среды: они способны создавать городской миф, влиять на городскую идентичность и рассказывать жителям о позитивных примерах, которые могут стать катализаторами обновления их города. Урбанистическая повестка уже привычна для москвичей, и без успешных и массовых «Афиши» и The Village столичных преобразований последних лет могло бы не случиться. Но в российских регионах тема города до сих пор остается нишевой, как и сами городские медиа. К тому же их мало и они, к сожалению, часто закрываются. Надо сказать, что относительно скромные размеры информационного пространства Кургана играют местным СМИ на руку. Например, вопросы качества городской среды, которые еще несколько лет на уровне широкого общественного обсуждения никто не поднимал, сегодня, благодаря упорной работе городских активистов, занимают все большую нишу в информационной повестке многих городских и региональных ресурсов, что лишь увеличивает вовлеченность жителей в осмысление проблем и поиск их решений. Оригинал текста: Афиша Daily, комментарии и фото — Автора.

10 главных проблем российских городов
© Уральский меридиан