Войти в почту

Российский Почта Банк — редкий случай успешного глобального банковского проекта на нашем рынке в последние годы. Европейский корреспондент Банки.ру изучил, как развивался самый крупный аналогичный проект в мире — германский Postbank. 108 лет на рынке Формально розничный банк Deutsche Postbank был образован всего 27 лет назад, в 1990 году, в результате отделения сберегательного подразделения Deutsche Bundespost (аналог Почты России). Однако свою историю платежное почтовое подразделение ведет с 1909 года, когда Postscheckdienst начал использоваться для оплаты почтовых услуг и связи. В 1990 году, после закона о реструктуризации услуг почтовой связи (Poststrukturgesetz), немецкая Почтовая служба (Deutsche Bundespost) была разделена на три компании: Deutsche Post, Deutsche Telekom и Postbank. Позже в том же году Deutsche Post Postbank бывшей Восточной Германии была объединена с Postbank. C 1995 года Postbank стал независимым акционерным обществом и расширил свой спектр услуг и операций, занявшись кредитованием, страхованием и сбережениями, а в 1999 году Deutsche Post стала владельцем Postbank. Неожиданный покупатель К 2003 году в Postbank числилось 11,5 млн клиентов, что намного больше, чем у любого другого банка в Германии. В 2004 году банк провел IPO, одно из самых крупных за последние годы на фондовом рынке Германии. В 2008 году 30% акций банка были проданы Deutsche Bank за 2,8 млрд евро, а в декабре 2010-го почтовый банк был выкуплен полностью. Покупка Postbank германским Deutsche Bank вызвала много критики и вопросов у экспертов. Зачем Deutsche Bank, флагман банковского сектора Германии с глобальной инвестиционной деятельностью и с репутацией банка для элиты, покупает Postbank — номер один на массовом розничном банковском рынке? Ведь 14,4 млн клиентов Postbank в 2008 году преимущественно имели недорогой текущий счет, в то время как клиентами Deutsche Bank были богатые частные лица или представители бизнеса, обращающиеся за консультациями по финансовым вопросам. Все оказалось довольно прозаично. Финансовый кризис 2008—2009 годов сильно ударил по Deutsche Bank и его международной инвестиционной деятельности, на которой он был сосредоточен последние годы, а большая база безопасных розничных клиентов могла бы стать отличным спасательным кругом. Один из потенциальных розничных банков — Dresdner Bank уже был куплен Commerzbank, а германские клиенты розничного Citibank были «приобретены» французским кооперативным банком Credit Mutuel. Поэтому Postbank стал последним доступным и привлекательным партнером для Deutsche Bank на немецком банковском рынке. Postbank сегодня Сейчас Postbank — один из крупнейших банков Германии для частных клиентов, с общим объемом активов 147 млрд евро и 18—19 тыс. сотрудников по всей стране. Филиалы этого банка наиболее распространены в Германии — более 1 тыс. отделений, которые также подкрепляются работой 4,3 тыс. отделений Deutsche Post, предлагающих выборочные финансовые услуги, и 700 центрами по финансовым консультациям Postbank. Цитата Несмотря на многолетнюю историю, Postbank, который вроде бы кажется каким-то отголоском прошлых времен сберегательных касс и сберкнижек, занимает лидирующие позиции в Германии по интернет- и телефонному банкингу. В общей сложности более 9,1 млн счетов активированы для онлайн-банкинга, а к 9 млн счетов открыт доступ с помощью телефонного банкинга. Этот вид банкинга по-прежнему очень популярен в Германии. Германия в настоящее время имеет четыре крупных коммерческих банка: Deutsche Bank, Commerzbank, HVB (Hypovereinsbank) и Postbank. Эти четыре банка вместе контролируют две трети частного банковского рынка страны. Клиенты Commerzbank, Deutsche Bank, HypoVereinsbank и Postbank входят в сеть Cash Group и могут снимать деньги бесплатно. Каждый из этих банков также имеет соглашения с банками за пределами Германии. Девять тысяч банкоматов в Германии (в том числе 1 300 ATM на автозаправочных станциях Shell) принадлежат Cash Group (Deutsche Bank, Commerzbank и Postbank). Купить, чтобы продать. Или поглотить? Но, как оказалось, розничный бизнес не сильно улучшил ситуацию Deutsche Bank. И в 2015 году впервые зашла речь о его продаже, в рамках масштабного плана по реструктуризации бизнеса. По итогам последних лет из всех подразделений Deutsche Bank именно Postbank имел самую низкую рентабельность, которая была следствием в том числе новых надзорных правил, низких процентных ставок и высокой конкуренции в отрасли. В начале 2017 года СМИ сообщили, что Postbank готов купить самый богатый бизнесмен Китая Ван Цзяньлинь через свою компанию Dalian Wanda Group, тем самым получив доступ на европейский рынок и диверсифицируя свой бизнес по недвижимости. Однако никаких официальных переговоров и запросов, как оказалось, не было. Предположительно сумма продажи Postbank была сильна завышена, и поэтому актив так и не нашел покупателей. Банк сильно страдал от низкой доходности в условиях постоянно низких процентных ставок и конкуренции со стороны поддерживаемых государством других кредиторов. Аналитики крайне скептически относились к продаже даже части розницы Postbank, так как Deutsche Bank не был готов отдавать розничный бизнес дешевле чем за 6 млрд евро — именно за столько был приобретен Postbank. Цитата Спустя полтора года безуспешных или не особо рьяных попыток продать розницу различные источники со ссылкой на высокопоставленных лиц из Deutsche Bank сообщили, что продажа Postbank уже не обсуждается. Вместо этого руководство планирует полную интеграцию Postbank в Deutsche Bank. В марте 2017 года стало известно, что в течение этого года Deutsche Bank и Postbank планируют разработать подробный план интеграции. Цель интеграции — достижение синергетического эффекта в размере 0,9 млрд евро к 2020 году. Необходимые расходы на реструктуризацию и выходное пособие увольняемым сотрудникам составят около 1 млрд евро. Предполагается, что штаб-квартира Postbank в Бонне будет ликвидирована, желтый узнаваемый цвет бренда останется, а клиенты банка будут обслуживаться в новом банковском подразделении Deutsche Bank по розничному бизнесу. Клиенты так называемого синего бренда Deutsche Bank также будут иметь возможность обслуживаться в бывших отделениях Postbank. Интеграция одного банка в другой позволит Deutsche Bank получить доступ к депозитам клиентов Postbank, что откроет новые возможности для кредитора, а также слегка успокоит профсоюзы, которые негативно восприняли новости о возможном закрытии или продаже Postbank. Евгения КОМЛЕВА, Banki.ru