Самоуправляемые морские суда уже перестали быть экспериментальными творениями из недр секретных лабораторий высокотехнологических корпораций. Первые рейсы торговых кораблей без экипажа намечены уже на 2020-й. Автономный контейнеровоз на электрической тяге, разработанный совместно норвежскими компаниями Yara и Kongsberg, выйдет в море уже в следующем году, сообщили представители компании. Предполагается, что весь 2018 год корабль будет эксплуатироваться в пилотируемом режиме, а в течение 2019-2020 годов его переведут полностью в автономный режим.Спроектированное по современным кораблестроительным технологиям судно под названием Yara Birkeland будет перевозить удобрения, изготовленные на заводе компании Yara в городке Просгрунн до близлежащих городов Бревик и Ларвик. Как отметил CEO Yara Свейн Торе Хольстер, ежедневно для транспортировки продукции с завода Yara в городе Порсгрунн в порты Бревик и Ларвик требуется более 100 рейсов грузовиков. "С новым автономным контейнеровозом мы меняем автотранспорт на морскую доставку, тем самым уменьшая уровень шума и выбросов и улучшая безопасность местных дорог", – сказал он. В рамках партнерства Kongsberg будет отвечать за разработку и внедрение основных технологий на судно, включая датчики и интеграцию, необходимые для обеспечения удаленного контроля и автономных операций, а также электрический привод, батареи и системы контроля пропульсивной установки. По данным Kongsberg, системы комплексного контроля и мониторинга компании уже сейчас способны взять на себя удаленное беспилотное управление.Главную цель создания такого судна его разработчики видят в заметном уменьшении вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду в результате применения контейнеровозов, работающих на обычном топливе. Автономное грузовое судно сможет заменить 40 000 рейсов грузовых автомобилей, совершаемых между норвежскими портами и сопровождающихся шумовым загрязнением и выбросами загрязняющих частиц в атмосферу. Кроме того, при контрольном удаленном управлении судном и отсутствии экипажа может значительно уменьшиться и стоимость морских перевозок.Норвежские судостроители не первыми задумались о самоуправляемых судах. В 2014 году компания Rolls-Royce представила концепт грузового судна, которое также планируется выпустить в море к 2020 году. Управление техникой будет осуществляться компьютером под дистанционным присмотром оператора, находящегося в центре управления на берегу. Движение судна будут контролировать компьютер, связанный со множеством бортовых датчиков, камер, инфракрасных систем, радиолокаторов, сонаров и системой GPS. Саамоуправляемый грузовой корабль будет передвигаться без лишнего шума, используя экологически чистые двигатели. На нем не будет кают, рубок, шлюпок и даже палубы, что значительно удешевит конечную стоимость судов и создаст возможность для перевозки большего количества грузов.В создании корабля-робота будут использоваться уже имеющиеся наработки, применяемые в беспилотных автомобилях, что предполагает также взаимодействие с другими кораблями, находящимися поблизости.К слову, на земле автопроизводители усиленно ведут разработку электрических самоуправляемых автомобилей и тягачей. Ford Motor Co., Bayerische Motoren Werke и Volkswagen AG заявили, что планируют представить прототипы беспилотных машин к началу 2020-х годов, а дочерняя компания Google Alphabet Inc. уже тестирует эту технологию.