Инкассация на мировом уровне
Международная практика Международный рынок инкассаторских услуг (cash-in-transit, CIT) характеризуется сравнительно невысокой степенью консолидации -- пять крупнейших частных охранных компаний контролируют лишь около 60% мирового рынка, остальные 40% занимают региональные независимые компании. Крупнейшим мировым игроком является одна из старейших в мире американская Brink's (основана в 1859 году). Она занимает около 20% рынка, работая как в США, так и в Европе и других странах мира: всего в около 150 странах, в том числе России. В компании более 130 тыс. сотрудников, используется около 13 тыс. транспортных средств. Второй по величине мировой игрок -- британская G4S (15% рынка), работающая в 125 странах мира. Первую тройку замыкает шведская Loomis (12%), особенность которой в том, что она занимается исключительно перевозкой наличных средств. Работа инкассаторских компаний в Европе, как правило, регулируется и контролируется национальными самоуправляемыми профессиональными ассоциациями. "Регулирующие нормы, в рамках которых работают европейские инкассаторские компании, определяются нормами каждой страны--члена ЕС. Для европейского инкассаторского рынка нет единого общеевропейского законодательства, за исключением положения N1214/2011 от 16 ноября 2011 года, которое оговаривает только услуги по трансграничной перевозке средств между странами--членами ЕС. Наша ассоциация ESTA положительно оценивает выводы Еврокомиссии, сделанные в январе этого года, в которых говорится, что пока это положение пересматриваться не будет. Если говорить детальнее, то услуги по инкассации постепенно переходят от транспортных услуг к более сложным услугам по управлению движением наличных средств. Помимо прочего это отражает роль национальных центробанков и коммерческих банков стран--членов ЕС в том, как происходит рециркуляция наличных средств в каждой конкретной стране",-- сообщил "Ъ" генеральный директор Европейской ассоциации по безопасной транспортировке ценных грузов (ESTA) Тьерри Лебо. Интересен в части развития инкассации опыт Великобритании. Всего в стране около 15 частных охранных структур, которые предоставляют в том числе и CIT-услуги. Компании действуют в соответствии с законом о работе частной охранной индустрии от 2001 года. Для контроля соблюдения закона в 2003 году был создан неправительственный самоуправляемый регулятор -- Security Industry Authority, который помимо прочего занимается и выдачей лицензий и разрешений для компаний, осуществляющих инкассаторские услуги, и сертификацией спецоборудования, транспортных средств и средств защиты. Как отмечают в British Security Industry Association, участники которой контролируют около 70% рынка страны, для инкассаторских машин, осуществляющих доставку наличных и других ценных грузов, допускаются определенные послабления в правилах дорожного движения, которые касаются в основном правил парковки. Во избежание потенциальных угроз инкассаторские машины могут быть припаркованы максимально близко к входу в нужный объект (банк, коммерческая компания), даже если на проезжей части нанесена запрещающая разметка. Отклонение от стандартных правил парковки для инкассаторских машин допустимо лишь в случаях, когда парковка по правилам невозможна. Подразделение ассоциации по вопросам безопасности перевозки наличных средств (SaferCash) также может контактировать и обмениваться информацией с местной полицией для предотвращения инцидентов в местах с повышенной криминогенной обстановкой. Евгений Хвостик, Яна Рождественская