Войти в почту

«Не думаю, что можно говорить о полном уходе от наличных, а значит, и от инкассации»

Георгий Лунтовский, первый зампред ЦБ, о проблемах и развитии инкассаторского бизнеса -- Каково сейчас состояние рынка инкассации? -- Ответ на этот вопрос я бы начал с истории развития рынка. Во времена СССР у нас был единственный перевозчик и единственная организация, которая осуществляла инкассацию наличных денег,-- Госбанк СССР, после упразднения которого образовалось объединение "Росинкас". Долгое время "Росинкас" оставался монополистом на рынке инкассаторских услуг. Негибкая тарифная политика, проводимая "Росинкасом", привела к тому, что кредитные организации стали создавать собственные службы инкассации и организовывать перевозки, способствуя конкуренции на этом рынке. Но инкассация -- бизнес достаточно сложный и затратный. Мы изучали зарубежный опыт, и он показал, что только на больших объемах здесь можно получить экономический эффект. Для небольших игроков собственная инкассация или низкорентабельна, или просто убыточна, да и для многих крупных тоже. -- Ваш взгляд совпадает с оценками участников рынка. Однако, по их словам, подконтрольные ЦБ "Росинкас" и Сбербанк находятся в привилегированном положении за счет права на ношение оружия. И рынок ждет изменений. Они будут? -- Действительно, право на оружие имеют "Росинкас" и Сбербанк. Остальные участники рынка для сопровождения грузов пользуются их услугами или привлекают частные охранные организации (ЧОПы). Иногда последние осуществляют весь цикл инкассации, хотя это лицензируемая банковская деятельность. Банк России не регулирует деятельность частных охранных организаций, и нас серьезно беспокоит привлечение к работе тех, у кого нет хорошей репутации на рынке. Кроме того, в ходе проверок мы сталкиваемся с такими, я бы сказал, экзотическими случаями -- например, когда деньги перевозят на машине руководителя банка в сопровождении его охраны или когда деньги возят люди, не являющиеся инкассаторскими работниками. Инкассация, как правило, происходит в людных местах, и оружие создает дополнительные риски. Поэтому мы рассматриваем возможность, отказавшись от оружия, обеспечить необходимый уровень безопасности перевозок денег. Для банков это интересно, в том числе с точки зрения сокращения расходов. -- Когда и при каких условиях появится возможность отказаться от вооруженной охраны при инкассации? -- Мы готовим изменения в нормативные акты Банка России (Положение 318-П), которые позволят в отдельных случаях отказаться от использования оружия при перевозках. Это будет возможно при условии перевозки наличных денег в специальных контейнерах, в случае несанкционированного вскрытия которых происходит окрашивание банкнот несмываемой краской. В России сейчас технологии с красящими контейнерами используют 11 кредитных организаций. -- Какую экономию может дать новый подход? -- Экономить можно при комплексном подходе. Если мы применяем контейнеры, но при этом используем бронированные автомобили и сопровождаем перевозку вооруженной охраной, конечно, это дорого. А если еще добавить страховку, становится еще дороже. Если мы используем обычный транспорт и отказываемся от оружия, тогда оставшихся расходов на страховку и специальные контейнеры меньше. Но в то же время у крупных игроков уже есть парк специальных автомобилей и налажена работа с частными охранными организациями. Поэтому переход будет постепенным и должны сохраняться разные возможности. И важно понимать, что профессиональная инкассация дело дорогое, для этого необходимы серьезные финансовые вложения. -- ЧОПы с непроверенной репутацией сегодня основная проблема? -- Это одна из проблем. У Банка России достаточно полномочий и для установления требований, и для контроля их выполнения. Но специалисты, которые выходят на проверки в банки, должны четко понимать, на что необходимо обращать внимание. Мы подготовили проект методических рекомендаций по проведению проверки организации работы по перевозке, инкассации наличных денег в кредитной организации. Они предназначены для оценки соблюдения кредитной организацией установленных ЦБ требований. Уже в этом году во втором квартале планируем эти рекомендации принять. Мы будем контролировать исполнение всех наших требований -- касаются ли они автотранспорта, страхования груза, сопровождения перевозок с оружием. -- В рекомендациях прописаны требования к охранным организациям, которые банки привлекают для вооруженного сопровождения грузов? -- В рамках данных рекомендаций -- нет, но такая работа ведется. Банк России совместно с МВД (регулирует деятельность частных охранных организаций.-- "Ъ") участвует в рабочей группе, где обсуждаются эти вопросы. -- Обсуждается ли введение какой-то аккредитации ЦБ для ЧОПов, сотрудничающих с банками в рамках инкассации? -- Мы думаем над этим. -- В какой перспективе? -- В ближайшей. Это важно и для нас самих, поскольку позволит повысить эффективность контроля в данной сфере. Мы доверяем банкам, но не видим, кого они привлекают на самом деле для обеспечения безопасности перевозок. Потому необходимо организовать мониторинг взаимодействия кредитных организаций с частными охранными организациями. -- Вы начали с того, что на рынке должно быть несколько крупных игроков. Сколько, на ваш взгляд? -- Опыт показывает, что только на концентрации этого бизнеса, на больших объемах можно получить достаточную прибыль. Я думаю, как минимум три-четыре больших игрока на рынке должно быть, а все остальное не должно запрещаться при соблюдении требований. -- Нет ли ощущения, что вы пытаетесь регулировать устаревший рынок? Во все мире наблюдается тенденция ухода от наличных. -- Действительно, доля безналичных операций по картам россиян неуклонно растет. Все больше наших граждан используют карту именно как платежный инструмент, расплачиваясь за покупки и услуги, и признают, что это легко и удобно. Нет сомнения, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Но не думаю, что можно говорить о полном уходе от наличных денег в обозримом будущем, а значит, и от инкассации. Интервью взяла Ксения Дементьева

«Не думаю, что можно говорить о полном уходе от наличных, а значит, и от инкассации»
© Коммерсант