Войти в почту

Заработать на добрых делах

Социальное предпринимательство — явление относительно новое не только для России, но и для западных стран. Его легко спутать с бизнесом по оказанию социальных услуг, в то время как разница между этими видами деятельности принципиальна. «Наряду с поддержкой социально незащищённых групп социальные предприниматели занимаются развитием туризма и местных сообществ, создают культурные проекты, работают в сфере здравоохранения и защиты окружающей среды, запускают инновационные образовательные проекты», — делится опытом директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева. — «Социальное предприятие создаётся для решения какой-то конкретной задачи, для смягчения той или иной проблемы, актуальной для общества. Просто решаются эти проблемы благодаря инновационному подходу, в который включены такие бизнес-составляющие, как финансовая устойчивость и окупаемость». Добровольцы за деньги Разница между социальным предпринимательством и некоммерческими организациями заключается в том, что прибыль в первом случае реинвестируется в социальные проекты не полностью, а частично оседает на счетах собственников предприятия. Возможность сделать доброе дело и вместе с тем заработать с каждым годом привлекает в эту экономическую деятельность всё больше целеустремленных и ответственных граждан. «С одной стороны, это связано с прямым влиянием позитивного иностранного опыта», — считает старший преподаватель кафедры менеджмента Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Тимур Атнашев. — «С другой — с тем, что по сравнению с предыдущим поколением бизнесменов у 20-30-летних предпринимателей меньше выражена мотивация к выживанию и существует больший запрос на выраженный смысл их профессиональной деятельности. Скажем, сотрудники кофеен — зачастую любители кофе». Здесь то же самое: люди верят в то, что занимаются чем-то нужным и важным, это даёт им дополнительную мотивацию и становится элементом поддержки и развития бизнеса. Существуют, впрочем, и другие признаки, роднящие социальное предпринимательство с волонтёрскими проектами и некоммерческими организациями. Например, НКО зачастую выживают за счёт грантов, премий и фандрайзинговых кампаний. Социальные предприниматели также активно используют инструменты фандрайзинга на начальном этапе своей деятельности либо давая старт новым её направлениям. Кроме того, занимающиеся социальной помощью НКО и социальные предприниматели нередко объединяются в гильдии, ассоциации и союзы по общему признаку. Так, например, ростовская областная «Лига поставщиков социальных услуг» объединяет ресурсы более трёх десятков разнопрофильных поставщиков — как волонтёрских организаций, так и социальных предпринимателей. Кстати, своими инновациями по созданию условий для оказания услуг в социальной сфере ростовчане намерены поделиться на Втором форуме социальных инноваций регионов, который пройдёт 8-9 июня в подмосковном Красногорске. Богатство в обмен на ответственность Существенное отличие между отечественным социальным предпринимательством и аналогичной деятельностью в странах Запада, по словам экспертов, заключается в специфике направления. «У нас социальный бизнес касается не самых бедных и помощи им, а скорее затрагивает такие вещи, как здоровый образ жизни, образование, культура и спорт. То есть фокус больше на развитие человека и общества, чем на спасение несчастных», — полагает Тимур Атнашев. В условиях, когда человеческий ресурс декларируется в качестве наиважнейшей государственной ценности, проекты общественного развития, безусловно, крайне важны. Но для государства важнее в первую очередь помочь самым незащищённым группам населения. Возможно, «подтолкнуть» социальный бизнес к переориентированию с развития сильных на поддержку слабых могли бы налоговые льготы, другие виды преференций и, конечно, законодательная работа по упрощению их деятельности. «Существующие сегодня нормативные акты никак не регламентируют данное направление, в то время как правильные определения и нормативы могли бы оказать социальным предпринимателям существенную поддержку», — считает Наталия Зверева. — «В странах, где сфера социального бизнеса регламентируется законодательно, у социальных предпринимателей есть, к примеру, налоговые льготы. Это очень существенный момент. Также крайне актуальным вопросом для социальных предпринимателей является возможность получения арендуемых площадей по льготным ставкам. Если все эти моменты будут отражены в российском законодательстве, социальное предпринимательство и связанное с ним разгосударствление соцуслуг должно получить новый импульс». Материалы дискуссий, которые будут представлены в ходе Второго форума социальных инноваций регионов, дадут законодателям импульс для законотворческой работы, в том числе и в отношении социального предпринимательства, убеждён член Совета Федерации от Самарской области Дмитрий Азаров. Кроме того, участники форума смогут проанализировать и представить коллегам со всей России лучшие практики из числа уже сложившихся. «Если с экономической стороной бизнеса там всё понятно, то в социальной сфере мы делаем только первые шаги — при том, что во всем мире эта сфера развивается семимильными шагами», — сказал сенатор «Парламентской газете». — «Что могут сделать члены Совета Федерации? Прежде всего всесторонне обсудить проблему. И именно для этого в том числе мы проводим самый масштабный социальный форум в нашей стране. На мой взгляд, он будет полностью соответствовать своему названию: инновационный, потому что на нём прозвучит очень много предложений и проектов, которые уже успешно реализуются и которые мы будем готовы презентовать всем субъектам Российской Федерации».