Войти в почту

Кому нужна молодёжь? Насколько реально выпускникам вузов найти работу

По данным портала Superjob, менее 60% работодателей готовы взять к себе молодого специалиста без опыта работы. Так, в прошлом году лишь 75% выпускников трудоустроились в первый год по окончании вуза. С поправкой на кризис Проблема с трудоустройством молодёжи уже воспринимается как норма. О ней говорили и пять лет назад, и пятнадцать. Разница — сейчас тех, кто не может найти себе место, на порядок больше. Проблема даже стала одной из основных тем прошедшей в Воронеже международной научно-практической конференции «Инновационные доминанты социально-трудовой сферы». Там говорилось о доле молодых безработных, а это примерно 28% от общего числа, и о том, что ищут работу молодые кадры значительно дольше, чем опытные. В департаменте труда и занятости Воронежской области также говорят о неутешительных тенденциях. Людей, испытывающих трудности в поиске работы, сейчас больше. В 2013 году их было 56,7%, в 2014-м — уже 74,4%, а в 2015-м — 78,9%. Конечно, многое зависит от профессии, например, специалисты в сфере информационных технологий находят место службы быстрее. А наибольшие трудности при трудоустройстве в 2015-2016 годах испытывали инженеры, экономисты, юристы, чуть меньше — преподаватели и менеджеры. Специалисты службы занятости также утверждают, что имеет значение и средняя оценка в дипломе. Если она выше 4,2, то шансов найти работу больше. Под вопросом профессионализм Сейчас конкуренция на молодёжном рынке труда нешуточная. Судите сами: в Воронежской области более 40 вузов, столько же техникумов. Все вместе ежегодно выпускают более 30 тыс. специалистов, при том, что квалификация некоторых вызывает вопросы. Многие предприятия не готовы принимать молодёжь без опыта работы по простой причине — низкая производительность труда. А когда на самом предприятии есть отставание в плане технологий, и к проблеме ещё добавится неквалифицированный работник, то о высокой производительности труда останется лишь мечтать. Как сообщают сотрудники Российского экономического университета им. Плеханова, несмотря на то, что на официальном уровне принимают стратегии на увеличение производительности труда, по факту с 2014 года этот показатель у нас снижается, и отставание от Европы и Китая становится всё серьёзнее. «Понятие «высокопроизводительное рабочее место» возникло 2012 году в майских указах президента, — поясняет преподаватель кафедры управления человеческими ресурсами Екатерина Пироженко. — Рассчитано, что к 2020 году должно быть модернизировано 25 млн рабочих мест. Но на самом деле каких-то особых требований к рабочим местам не предъявляется. Они отличаются от обычных лишь тем, что заработная плата работника там должна быть не менее 30 тыс. рублей». По данным Росстата, с 2012 по 2014 годы количество высокопроизводительных рабочих мест всё же росло. А в 2015-м резко снизилось — на 1,4 млн мест — кризис ударил по модернизации. И опять возник вопрос, что производительность надо как-то поддерживать, и здесь выручит скорее опыт, чем энергия молодёжи. Так, примерно с 2015 года в Воронежской области одним из главных требований работодателей стал опыт работы по специальности, причём и для выпускников — тоже. Как сообщили в департаменте труда и занятости, эта тенденция не новая, но в отличие от прошлых лет теперь в первую очередь смотрят именно на опыт. И здесь уже становится не важным, как кто учился, на первый план выходят рекомендации с прошлых мест работы и собственные достижения соискателя. Вопрос о том, как студенту хорошо учиться и при этом хорошо работать, остаётся открытым. В кризис для нанимателя становится важна квалификация, которую человек может получить только в процессе работы, на которую принимают, если есть тот самый опыт. Замкнутый круг, из которого молодёжь, совмещая лекции и работу, старается выходить с достоинством, но, возможно, теряет при этом не только здоровье, но и часть знаний, которые получает в университетах. Погрязли в реформах Доктор экономических наук Евгения Шубенкова: «Сегодня мы теряем свои позиции в мировом сообществе в плане производительности труда. Конечно, многое зависит от технического оснащения, от внедрения новых технологий, но и от кадров — тоже. А это значит, мы так готовим специалистов, что они не могут решать вопросы производительности труда, и отсюда возникает вопрос квалификации. В этом виноваты не только преподаватели, но и бесконечные реформы, в которых все погрязли. И если мы не можем сейчас прыгнуть вверх в плане технологий, то стоит решать вопросы производительности труда с помощью кадров и их подготовки, нужно по-новому смотреть на эту проблему. Тогда отчасти снимутся проблемы квалификации и производительности». Людей не оценивают Завкафедрой экономики предприятия и труда ВГАУ им. Петра I Иван Четвертаков: «Дисгармония социально-трудовых отношений закладывается ещё на стадии приёма на работу. Большинство учреждений, как правило, лишь примерно оценивают квалификационный уровень и личностные качества кандидатов. Учёными разработаны тесты по оценке профессиональных, управленческих, личностных качеств, но нет широкой практики их использования, потому что для некоторых это не нужно. Даже такой демократический инструмент, как конкурсный отбор, в вузах зачастую позволяет руководству выбрать преподавателей не самой высокой квалификации, но сговорчивых по части выставления студентам положительных оценок». Ожидания завышены Замруководителя департамента труда и занятости населения Воронежской области Елена Маслова: «Конечно, наиболее распространённая причина отказа при приёме на работу — отсутствие опыта этой самой работы. Но также присутствует ещё такой фактор, как завышенные ожидания от своего трудоустройства. К сожалению, многие молодые специалисты имеют весьма смутное представление о рынке труда и о том, какие требования предъявляют работодатели. Говорят о зарплате не менее 25 тыс. руб., про нежелательность длительных командировок, про близость работы к месту проживания и т. д. А работодатель не готов платить эти деньги молодому специалисту. Он считает, что необходимые для работы знания и навыки такой сотрудник будет получать ещё год-два. Конечно, молодёжь разная. У нас человек считается молодым до 30 лет. Те, кто постарше, адекватно воспринимают требования работодателя и представляют, на какую зарплату они могут рассчитывать и какую работу выполнять. А вот выпускники — нет. Отмечу, что на трудоустройство молодёжи влияет множество факторов — от экономической ситуации до требований самого соискателя к работе. И чтобы стимулировать молодёжный рынок труда, нужно вспомнить о так называемой концепции тройного партнёрства: образование — бизнес — государство. У нас при каждом вузе есть отделы, способствующие трудоустройству, но, по сути, они выполнят только функцию информирования. Впрочем, имеются примеры, когда крупные предприятия, например Минудобрения или Воронежсельмаш, открывают кафедры или лаборатории при университетах, колледжах, техникумах, где не только учат специалистов, но и готовят их к практике, и к окончанию учёбы у ребят появляется необходимый опыт».

Кому нужна молодёжь? Насколько реально выпускникам вузов найти работу
© АиФ