ИПЕМ подготовил проект Стратегии развития экспорта железнодорожного машиностроения России
В качестве системной проблемы экспорта железнодорожного машиностроения эксперты ИПЕМ отмечают невостребованность российской продукции на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды. Как указывают в ИПЕМ, мировой рынок отличается высокой конкуренцией со стороны исторических лидеров (Alstom, Bombardier, Siemens) и новых игроков (CRRC), высокими техническими требованиями к продукции, широким распространением проектов «под ключ», необходимостью адаптации техники под каждый рынок и заказчика, а также обязательным требованием обеспечения финансирования поставок по низким кредитным ставкам. В то же время системная поддержка экспорта позволит существенно увеличить объем налоговых поступлений: так, в случае реализации предлагаемого ИПЕМ проекта Стратегии, объем поступлений в консолидированный бюджет к 2020 году может вырасти по сравнению с 2016 годом на 21% до 4,5 млрд рублей, к 2025 году – на 129% до 8,5 млрд рублей. По оценкам ИПЕМ, для достижения целевых индикаторов проекта Стратегии объем государственной поддержки экспорта по первостепенным мерам (финансирование покупателя и экспортера, поддержка создания конкурентоспособной продукции, субсидирование страховых и гарантийных обязательств, развития сервиса, локализации производства и др.) в 2017-2025 годах должен составить 3-4 млрд рублей ежегодно, при этом его доля в объеме экспорта будет снижаться: от 12,3% в 2017 году к 6% в 2025 году. При наличии соответствующей поддержки объем экспорта российской продукции железнодорожного машиностроения, согласно прогнозу ИПЕМ, к 2020 году вырастет на 44% до 630 млн долл. США (35,4 млрд рублей), к 2025 году – на 172% до 1,19 млрд долл. США (66,9 млрд рублей). Целевыми рынками сбыта продукции железнодорожного машиностроения в проекте Стратегии эксперты ИПЕМ указали регионы СНГ, Восточной Европы, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки, Азии и Океании. В то же время эксперты ИПЕМ отмечают неконкурентоспособность российской продукции на рынках Западной Европы и Северной Америки, что связано с исторически сильными позициями зарубежных производителей, а также высокими барьерами входа на рынок. Реализация проекта Стратегии позволит сформировать структурированный подход к решению ключевых проблем, стоящих перед российскими производителями–экспортёрами, позволит обеспечить рост ВВП, развитие обрабатывающих отраслей промышленности и диверсификацию экономики. «Проект Стратегии призван компенсировать спад внутреннего спроса путем наращивания объемов экспорта, - отметил генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. – В таких же условиях находились производители и многих других стран мира: возможности внутреннего рынка исчерпывались и акцент с целью дальнейшего развития производства делался уже на зарубежные поставки, активную поддержку которым всегда оказывало государство».