Как политический кризис повлияет на экономику Катара
Политический кризис в Катаре обрушил главный фондовый индекс страны QE All Share на 8,21%, в зоне риска — финансовая и нефтегазовая отрасли. Национальный авиаперевозчик — Qatar Airways — приостановил выполнение рейсов в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Бахрейн и Египет, говорится в официальном сообщении авиакомпании. RT разбирался, выдержит ли экономика крупнейшего экспортёра сжиженного природного газа в мире новую волну напряжённости в регионе. Блокада ближневосточных стран ощутимее всего ударила по бизнес-сектору Катара. На решение прервать дипотношения мгновенно отреагировали биржи и акции ведущих компаний эмирата: ценные бумаги Катарского национального банка (Qatar National Bank) потеряли 9,7%, акции Vodafone Qatar упали на 10%. Однако профессор Парижской школы экономики Жиль Сен-Поль рассказал RT, что у глобального бизнеса сейчас нет серьёзных поводов для беспокойства: «Фондовый рынок Дохи упал на 8%, но, я полагаю, Катар в скором времени может пойти на уступки и выполнить требования Саудовской Аравии, и тогда всё возвратится в обычное русло. Если Катар и дальше пойдёт по пути противостояния, экономика страны, безусловно, несколько пострадает, но экономические интересы, в конечном счёте, найдут способ обойти политические ограничения», — заключил Жиль Сен-Поль. Генеральный директор аналитического департамента Alpari Research & Analysis в Великобритании Роберто д'Амброзио отметил в разговоре с RT другую важную проблему для правительства Катара — возможные перебои с импортом продукции: «Дипломатический кризис сейчас — самая главная проблема для Катара. Эта страна богата энергетическими ресурсами, но при этом в большой степени зависит от отношений с соседями, так как именно близлежащие страны представляют основную часть импорта в Катар, в том числе продовольствие. Именно поэтому, помимо сокращения дипломатических связей, запрет был распространён на транспортировку и импорт», — напоминает Роберто д'Амброзио. Первым делом — самолёты Главный авиаперевозчик Катара — Qatar Airways Group — одна из самых быстроразвивающихся и финансово успешных компаний страны. Компания базируется в Дохе, по последним данным (июль 2016 года), чистая прибыль подразделения авиаперевозок выросла на 328% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прибыль Qatar Airways Group (подконтрольной правительству Катара) выросла в 2016 году до 1,6 млрд риалов ($439 млн) с 374 млн риалов ($103 млн) в 2015 году. В бизнес-среде Катара политический конфликт больше всего ударит по Qatar Airways — маршруты станут длиннее, минимум на тысячу километров и затратнее, что вынудит перевозчика повысить цены на услуги. «Qatar Airways принимает на себя главный финансовый удар в этой ситуации, поскольку Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Бахрейн не только отменили авиаперелеты в Катар, но также и закрыли воздушное пространство, что создаёт трудности для выполнения рейсы в любом направлении. Всё это вынуждает перевозчика изменить маршруты и использовать для транзитных перелётов воздушное пространство Ирана и Турции. Саудовская Аравия даже отозвала лицензию авиакомпаний Катара», — пояснил Роберто д'Амброзио. В понедельник, 5 июня, саудовский футбольный клуб «Аль-Ахли» в своём микроблоге Twitter опубликовал сообщение о расторжении спонсорского контракта с авиакомпанией Qatar Airways. По информации ближневосточного информационного агентства Gulfnews, этот контракт (оценивается примерно в $16 млн за сезон) был заключен в октябре 2014 года на три года с возможностью пролонгации ещё на два года. Неоднозначно ситуация складывается и для крупнейшей мировой аэрогавани — международного аэропорта Хамад, который является главным хабом Qatar Airways. В 2016 году аэроузел принял 37,3 млн пассажиров. Сейчас пассажиры, которые путешествуют из Египта, Саудовской Аравии и Бахрейна больше не могут выбрать Хамад для стыковочных рейсов. Более того, туристов, которые направляются на Мальдивы, возможно, также ожидают трудности. О разрыве дипотношений с Катаром заявили Мальдивские острова, что может привести к закрытию ещё и линии Доха —Мале. Футбол под угрозой Практически все отношения с Катаром — от дипломатических и торговых до транспортных —большинство стран региона разорвали 5 июня. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Йемен, Египет не только прерывают морское и авиасообщение с эмиратом, но и закрывают своё воздушное пространство для транзитных пролётов бортов катарских авиакомпаний. Дипломатический кризис неожиданно может ударить и по долгосрочным планам Катара. Над официальной Дохой нависла угроза потери права проведения чемпионата мира по футболу —2022 году. Ещё в 2014 году правительство страны заявило, что Катар в ближайшие годы потратит $65 млрд на новые инфраструктурные проекты в рамках подготовки к планетарному форуму. Председатель оргкомитета по подготовке к чемпионату Нассер Аль-Хатер ранее заявлял, что в 2022 году Доха ожидает принять около 1,3 млн болельщиков. Большинство из них — любители футбола стран Персидского залива, в частности, из Саудовской Аравии. Нефтегазовая история Катар — крупнейший производитель сжиженного природного газа (СПГ) в мире. Сейчас в государстве действуют 11 заводов по производству СПГ, общей мощностью 77 млн тонн в год. Аналитики рынка утверждают, что обострение геополитического конфликта на Ближнем Востоке может привести к проблемам с экспортом СПГ из Катара. Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев попытался успокоить рынок 6 июня, отметив, что «прогнозировать развитие событий ещё рано». Однако топ-менеджер не исключил, что «эскалация событий может привести к проблемам с экспортом катарского газа», передаёт РИА Новости. Начальник аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко в разговоре с RT отмечает, что нестабильность на рынке нефти создаётся не только политическом скандалом вокруг Катара, но и с сомнениями инвесторов относительно соблюдений соглашения ОПЕК по сокращению нефтедобычи. По словам аналитика, вопрос членства Катара в ОПЕК, в случае эскалации конфликта, внушает неуверенность игрокам рынка и, возможно, правительству эмирата придётся покинуть картель или же нарушить текущие договоренности, что породит обострение отношений, и как следствие — угрозу стабильности на нефтяном рынке.