Орловские чиновники нашли повод получить "лишние" деньги
Суд да дело Среди должников в основном муниципальные предприятия, включая коммунальные. Они годами не платят поставщикам ресурсов. Многие вступили в процедуру банкротства. Не лучше положение и в социальной сфере. - Просроченная задолженность бюджетных организаций только за топливно-энергетические ресурсы составила 195,5 миллиона рублей, - рассказал глава облуправления ЖКХ Григорий Шайкин. - Из них 177,3 миллиона - это долги организаций, финансируемых из местных бюджетов. Свыше 18 миллионов задолжали учреждения, финансируемые за счет бюджета области. Заложниками ситуации стали школы и детсады. Как известно, собственных денег у них нет. Они живут на то, что получают из муниципальной казны. На зарплаты деньги им дают регулярно, а вот оплату коммуналки задерживают месяцами. Арбитражные суды завалены исками. Так, в Орле энергетики отсудили у построенной всего два года назад школы 1,7 миллиона рублей долга за тепло. Подобных случаев уже сотни. Выяснить причину роста долгов поручил губернатор Вадим Потомский. Возникло подозрение, что виновата не только экономика. Проверки провели специалисты контрольно-счетной палаты и работники областной прокуратуры. Последние установили, что задолженность растет не только за газ, воду, свет и тепло. Школы не платят за питание учеников, и поставщики тоже вынуждены идти в суд. - Были выявлены многочисленные факты ненадлежащего обеспечения расходных обязательств по организации питания детей, - рассказала старший помощник облпрокурора Елена Семина. - Так, в Новосильском районе задолженность семи школ перед поставщиками продуктов превысила 500 тысяч рублей. Подайте на бедность Чиновники как бы и ни при чем. Формально вина лежит на главе учреждения. Вот и в Новосиле прокурор района объявил директорам школ предостережения о недопустимости нарушения закона. Впрочем, все закончилось благополучно. Как только прокуратура нашла долги, районная администрация чудесным образом отыскала деньги на их погашение. В контрольно-счетной палате, экстренно проверившей девять районов, считают, что власти на местах зачастую лукавят, а долги наращивают искусственно. Система дотирования муниципалитетов оказалась несовершенна. Она позволяет чиновникам, прикрываясь проблемами школ и детсадов, выпрашивать "лишние" деньги. Система дотирования муниципалитетов позваляет чиновникам, прикрываясь проблемами школ и детсадов, выпрашивать деньги - Причиной роста задолженности стала возможность получения из областного бюджета дотаций на сбалансированность, - считает председатель КСП Иван Левин. - Руководство районов проводит целенаправленную политику по наращиванию кредиторской задолженности. По его мнению, районы не финансируют бюджетные организации, чтобы затем попросить у правительства деньги. Дескать, в местном бюджете средств нет. Но есть решения судов, которые обязывают погасить долги тех же школ. Их надо исполнять. Альтернатива одна: взять кредит в банке. А это новая кабала. Вот правительство и дотирует муниципалитеты. Не откажешь ведь бедствующим школам и детсадам. Однако проверки показали, что это уловка. Те средства, которые должны были быть потрачены на школы и детсады из местного бюджета, чиновники тратят на себя. Практически в каждом районе выявлено превышение расходов на содержание органов власти. Нормативы затрат устанавливает правительство области. В документе прописано, сколько и какой служащий вправе расходовать казенных средств на служебную связь, транспортные расходы, оргтехнику и т. д. Выходить за рамки запрещено, но выходят. Так, в Верховском районе администрация потратила на свое содержание на 3,5 миллиона рублей больше норматива, в Урицком - на 3,3 миллиона. - Наибольшая задолженность у муниципальных образований сложилась по платежам на обязательное соцстрахование, коммунальным услугам и продуктам питания для школ, - подытожил Иван Левин. - Превышение обязательств над лимитами позволяет обратиться за дотацией на сбалансированность. При этом нет никаких результативных действий, направленных на самостоятельное решение финансовых проблем. Были случаи, когда дотации направляли на доплаты к пенсиям бывших муниципальных служащих, на оплату командировок и даже на зарплату членам общественного женсовета. Сложилась парадоксальная ситуация - чем больше долги, тем выгоднее это властям на местах. Взгляд изнутри Органы местного самоуправления иначе оценивают ситуацию. По их мнению, без дотаций на сбалансированность многие не смогут выжить. В регионе уже не осталось муниципалитетов, которые не взяли бы займы у банков. Долг райцентра Ливны приблизился к критической отметке. Еще немного - и впору вводить внешнее управление. Многие берут и бюджетные кредиты, причем под залог муниципальных зданий. Школы и детсады пока не закладывали, а вот заложенных зданий районных администраций уже немало. - Текущая экономическая ситуация не позволяет рассчитывать на рост бюджетных возможностей, - говорит мэр Орла Василий Новиков. - За последнее время в законодательстве не произошло перемен, которые помогли бы укрепить местные бюджеты. Это создает трудности для расширения собственной налоговой базы. По его словам, в прошлом году в Орле было собрано свыше 14 миллиардов рублей налогов. Из них в бюджет города поступило лишь 1,7 миллиарда, или 11,5 процента. Около девяти миллиардов ушло в областной бюджет, остальное - в федеральный. Орел - это региональный донор, которому приходится выпрашивать свои же деньги. Систему распределения налоговых доходов власти города называют главной причиной хронического дефицита средств. - Муниципальным образованиям не хватает денег для выполнения расходных обязательств, поэтому ежегодно растет долг и затраты на его обслуживание, - поясняет Василий Новиков. - Долг Орла на начало 2017 года составил почти 1,4 миллиарда рублей. Это сопоставимо с суммой налогов, которые остаются в муниципальном бюджете. Депутаты Орловского горсовета в минувшем году призвали внести поправки в Бюджетный кодекс РФ и разрешить муниципалитетам оставлять себе не пять процентов налога на добавленную стоимость, как сейчас, а 15. Это позволило бы Орлу за два-три года погасить долг перед банками. Однако идея застряла на уровне облсовета. Региональные парламентарии не стали перенаправлять ее в Москву, а права обратиться туда напрямую у городских депутатов нет. - Основной проблемой было и остается недостаточное финансовое обеспечение, необходимое для решения вопросов местного значения, - считает и председатель ассоциации "Совет муниципальных образований Орловской области" Иван Митин. - Средства, консолидируемые в бюджетах муниципалитетов, попросту не соответствуют объему закрепленных за ними полномочий. Между тем Орловская область одной из первых воспользовалась поправками, внесенными в 2014 году в федеральное законодательство. Они позволяют регионам перераспределять полномочия. Правительство субъекта приняло на себя ряд обязательств, которые ранее лежали на городах и районах, - например, в сфере рекламы и земельных отношений. Считалось, что это позволит снизить финансовую нагрузку на муниципалитеты. Однако до сих пор почти ничего не изменилось. Ну а пока областная администрация изучает материалы проверок, проведенных КСП и прокуратурой. Около десятка чиновников и глав муниципальных предприятий уже уволено. В отношении нескольких решается вопрос о возбуждении уголовных дел. Тем временем Региональные власти задумались об укрупнении районов. Впервые идея была озвучена два года назад, но ее реализацию отложили, чтобы узнать мнение жителей. И вот на днях при правительстве была создана специальная рабочая группа. Ее возглавил первый вице-губернатор Александр Бударин. Группе поручено оценить возможные последствия, включая негативные, от объединения районов. Если она даст положительное заключение, процесс укрупнения могут запустить уже в следующем году. Он коснется районов, в которых проживает менее 10 тысяч человек. Таковых в регионе насчитывается девять. Например, население самого маленького из них - Корсаковского - составляет всего 4181 человек, Знаменского - 4495. В правительстве считают, что объединение позволит экономить бюджетные средства, которые выделяют на содержание органов власти. Однако жителям придется столкнуться с трудностями. Например, если сейчас для оформления документов надо ехать в свой райцентр, то после реформы путь станет длиннее. Добираться придется до соседнего райцентра. Впрочем, окончательное решение еще не принято.