Войти в почту

Транспортный тупик. Кемеровские власти намеренно банкротят местное автотранспортное предприятие

Телеграмма от работников ОАО ПАТП-1 была отправлена в первые июньские выходные, дабы губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, сразу по выходу из десятидневного отпуска, мог ознакомиться с непростой ситуацией на предприятии. Однако глава региона не появился на рабочем месте, а в соцсетях стали поговаривать о скорой забастовке всего водительского состава ПАТП-1. План превыше всего ОАО ПАТП-1 – старейшее, с 1964 года действующее автотранспортное предприятие города. Когда-то оно было победителем, теперь же над ПАТП-1 нависла угроза банкротства. В начале мая, газета «Коммерсант» сообщила об иске на сумму в 2,9 млн рублей со стороны ООО «Гала-Форм-Сибирь», новосибирского нефтетрейдера, работающего с «Газпромнефтью» из-за хронической задолженности ПАТП-1 в выплатах по поставке солярки. Впрочем, на июнь иск уже не числится в картотеке арбитражного суда области, а в московском ЗАО «Гала-Форм», куда входит новосибирское подразделение, отказались комментировать корреспонденту «ФедералПресс» подачу иска и отсутствие судебного процесса. Однако помимо иска, у работников ПАТП-1 хватает головной боли. Молодой водитель Артем Жуков говорит об удручающем состоянии большинства имеющихся автобусов. «Моему несколько лет, а где-то уже ржавчина, где-то корпус дырявый, с механикой вообще проблемы», – объясняет водитель. По его словам, 90% автобусов находятся в аварийном состоянии и все же эксплуатируются. Причина проста: за каждым автобусом закреплен водитель, если транспорт выходит из строя, то водитель не выполняет план и соответственно не получает зарплату и премию. «Премии у нас при выполнении плана достигают 140%, а вот если не привез нужную сумму денег за день, то можешь и получить не 140, а 60 к концу месяца», – говорит Жуков. С другой стороны, невыполнение плана сказывается на доходах предприятия – по словам водителей, средств не хватает на ремонт и водителям приходится на свой страх и риск работать на почти сломанной технике. Иначе помимо удерживания зарплаты, еще можно нарваться на санкции и штрафы от руководства. «У меня у колес пробег 240 тыс километров, хотя по документам они выдерживают 160 тыс. Я просил механика не выпускать меня в рейс по графику, так что вы думаете? Тут же прибежало начальство и заставило механика все признать годным. Почему? Да руководству выгодно, чтобы водители выходили в рейс, тогда они закрывают задание от администрации города по количеству рейсов в день. А тот факт, что многие автобусы почти сразу ломаются или потом нужен тягач, чтобы довезти технику до гаража – никого не волнует», – говорит другой водитель Николай Круглов. Льгота как нокаут За выполнение договоренностей с мэрией, ПАТП-1 как бы дотируется. Допущение здесь оправданно, ибо на самом деле, на предприятии не видели давно денег из городской казны: долг мэрии составляет 170 млн рублей. В свете выручки предприятия за прошлый год в 127 млн рублей, это солидная сумма. Но, ни мэрия, ни генеральный директор предприятия Иван Иванов, по мнению водителей, не заинтересованы в улучшении ситуации. «Иванов одновременно и у нас директор, и в «Кемеровской транспортной компании» и спит и видит, как сольет две структуры в одну. Старые автобусы продаст, землю, что есть в ПАТП-1, говорит, что сдаст в аренду, при этом, не поясняя, как это он собрался распоряжаться муниципальной собственностью», – подключается к разговору третий водитель Сергей Петров. Источник «ФедералПресс», близкий к администрации города, говорит, что имеется договоренность между администрацией предприятия и мэрией по доведению ПАТП-1 до банкротства и последующей передачи имущества в «КТК». Подтвердить эту информацию у генерального директора ОАО «ПАТП-1» Ивана Иванова не получилось – его не удалось застать на месте. По словам секретарши, «директор весь день на совещании в администрации области». Что до мэрии, то на момент публикации не был получен оперативно комментарий от комитета по городскому имуществу – держателю контрольного пакета акций в 75%. К областной власти у водителей ПАТП-1 смешанное отношение. С одной стороны, адресатом, что телеграммы, что письма, которое было в мае и под которым подписалось треть коллектива в 500 человек, был губернатор Кемеровской области. С другой стороны, социально ориентированная политика Тулеева – больное место в работе ПАТП-1. «Вот смотрите, допустим мне за день надо привезти 4 тыс рублей. Автобус вмещает двести человек, плата за проезд – 16 рублей. Казалось бы, выполнить план – раз плюнуть, но не тут-то было. Из-за того, что у нас в области аж 20 категорий льготников, из 200 человек может быть такая ситуация, что только четверо купят билеты. Остальные проедут бесплатно. Да, не спорю, в советское время тоже было полно льгот, но там хотя бы дотировали постоянно, и задержек по выплатам не было!», – горячится Петров. «Замену найдем быстро» На самом деле, речь о митинге и забастовке в телеграмме зашла от безнадеги – как еще обратить внимание всесильного губернатора Тулеева на бедственное положение автопарка предприятия, приближающееся банкротство и возможные с собственностью в ПАТП-1 не знают. Если только не устроить несанкционированный митинг, потому что с разрешенной забастовкой водители имели возможность познакомиться в апреле нынешнего года. «Прижала еще и задержка по зарплате, тогда нас поднял на забастовку Кузнецов – был такой водитель. Написал бумагу, получил разрешение и в нужный день хотел заблокировать улицу в Кировском районе. Только чуть раньше к предприятию подъехало пару фургонов ОМОНа и представители мэрии, которые нам доходчиво объясняли, что уже взяли штрейкбрехеров из автоколонны «1237» и ПАТП-3 и в случае нашего неповиновения, мигом поставят их на наши маршруты и вообще замену нам найдут быстро. И все, свернули забастовку, а Кузнецова заставили уволиться», – говорит Круглов. Сам Николай не верит уже никому и четко знает, что от возможного слияния пострадает почти весь коллектив ПАТП-1, ибо большинство водителей из Кировского района и ездить на другой конец города в новое предприятие, где рабочий день так же начинается в 5.40, мало кто может. «Вот и упомянули митинг для красного словца», – вздыхает Круглов. Большинство водителей даже от телеграммы не видят прока, говоря, что вряд ли кто-то в областной администрации заинтересуется проблемой предприятия и уж тем более не пойдут на переговоры с рабочим коллективом. В такой ситуации могло бы помочь посредничество в возможных переговорах между водителями и властями. В посредники сгодился бы профсоюзный комитет, да вот беда – ПАТП-1 много лет назад вышел из областной Федерации профсоюзов и ячейка на предприятии занимается только сбором взносов и подарками на праздники. В самой Федерации от посредничества уклоняются. «В тех предприятиях, где профсоюза нет, у нас нет права вмешиваться в ситуацию. Там конфликтные ситуации могут привести к социальному взрыву. При любом социально-трудовом конфликте надо действовать в рамках закона», – уверяет первый заместитель председателя Федерации профсоюзных организаций Кузбасса Сергей Пахомов. Аналогичного мнения касаемо дестабилизации общественной ситуации придерживается и эксперт по трудовому праву, старший юрист ООО «Центра правовой поддержки «ЮрИнвест» Инна Ювко, говоря, что «забастовка – крайняя мера воздействия на работодателя». «Право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора признано Конституцией РФ. При этом, необходимо иметь в виду, что забастовка – это способ нанесения экономического ущерба работодателю. Во время забастовки право работников на коллективную защиту своих социально-трудовых интересов вступает в конфликт с экономическими правами работодателей. По этой причине проведение забастовки требует строгого соблюдения сроков и процедуры. Если забастовка будет проведена с нарушениями, то работодатель вправе через суд инициировать признание забастовки незаконной и предъявить требование о возмещении убытков», – объясняет Ювко. Прим.ред. По просьбе героев, фамилии водителей изменены.

Транспортный тупик. Кемеровские власти намеренно банкротят местное автотранспортное предприятие
© РИА "ФедералПресс"