Войти в почту

Жертвы кладоискателей: как реконструкция улиц осложнила жизнь московскому бизнесу

«То ли нефть ищут, то ли могилу малому бизнесу роют» — Дела плохи, — говорит совладелица кафе «Дети райка» Варвара Турова. — К нам невозможно пробраться никаким образом — нас разрыли второй раз за год. В прошлом году делали велосипедные дорожки, а в этом — то ли нефть ищут, то ли клад, то ли могилу малому бизнесу роют… Никитский бульвар, где расположено кафе Туровой, попал в программу комплексного благоустройства столицы «Моя улица» на 2015–2018 годы. Ее главная задача — «создать комфортную городскую среду и сделать Москву местом, удобным для жизни», говорится на официальном сайте мэра Москвы. В предыдущие два года по программе отремонтировали более 100 улиц, в том числе Новый Арбат, Тверскую и ряд других крупных торговых улиц города. По данным компании JLL, тогда трафик снизился у всех коммерческих операторов реконструируемых улиц. Выгородка тротуаров привела к сокращению пешеходного потока, а сужение проезжей части и сокращение числа парковочных мест — к уменьшению автомобильного трафика. В этом году по программе планируется реконструировать 87 улиц, в том числе: 1-ю Тверскую-Ямскую, Варварку, Большую Лубянку, Бульварное кольцо и солидную часть Садового (полный список можно посмотреть по ссылке). Московскую реконструкцию из-за ее размаха называют уникальной и, в то же время, неоднозначной. «Нынешние работы сравнимы по масштабу с послевоенной реконструкцией, ни в одном из знакомых мне случаев власти города не перекапывали за четыре года такое количество улиц», — говорит директор «Городских Проектов» Максим Кац. Глава Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин проводит другую аналогию. По его мнению, столь масштабную реконструкцию центральной части города пережил разве что Париж в XIX веке — во времена барона Османа. Фото: Екатерина Закливенец/Inc. В кафе — через полосу препятствий Сейчас перед «Детьми райка» разрыта часть мостовой и весь тротуар, к кафе сложно пробраться и создаётся впечатление, что оно закрыто. Это, по словам Варвары Туровой, напрямую отражается на выручке — с начала ремонта Никитского бульвара количество посетителей упало вдвое, в то время как средний чек остался неизменным. У расположенной рядом кондитерской «Хлеб & CO» трафик просел еще сильнее. «Как в апреле начался ремонт и нас перегородили, так клиентов почти не осталось — покупателей стало примерно на 80% меньше. Если раньше выручка составляла в среднем 30-40 тысяч рублей в день, то теперь редко бывает больше 10 тысяч», — жалуется представитель компании. Из-за реконструкции Чистопрудного бульвара оказался перекрытым вход в кафе «Рецептор». Теперь персонал заведения регулярно выходит на улицу, чтобы зазывать посетителей, но это не особо помогает. «Не скажу точно по выручке, но количество гостей снизилось минимум на 30%. Теперь к нам приходят только лояльные покупатели, проходящие мимо перестали заходить», — констатирует совладелица сети Надежда Пак. Улица Сретенка с обеих сторон закрыта бело-зелеными заборами, по фасадам зданий расположены строительные леса. В пятницу 26 мая там открылась новая кафе-пекарня сети «Хлеб Насущный». «Мы знали, что Сретенка попадет в ремонтную зону, но были в шоке, когда увидели масштаб реконструкции», — рассказала бренд-директор «Хлеба Насущного» Наталья Джариани. Кафе пришлось разместить внешние растяжки и самостоятельно положить деревянные мостки к входу. «В прошлом году от реконструкции пострадали несколько наших кафе. Самый яркий пример — кафе на Таганке: на протяжении двух месяцев выручка была на 20%, иногда даже на 30% меньше ожидаемой», — говорит Джариани. Заведения Novikov Group попадают под реконструкцию ежегодно. Владелец сети Аркадий Новиков на вопрос об изменениях ответил с иронией: «Невозможно припарковаться и невозможно зайти в ресторан, а так — всё нормально». Но сказать точно, насколько снизилась посещаемость заведений, он затруднился. Генеральный директор «Даблби» Анна Цфасман цифрами располагает: «По опыту двух последних лет могу сказать, что во время реконструкции выручка падает на 25-30%. Сложно сказать, как обстоят дела у других собственников, в нашем случае бренд уже известен и наши клиенты готовы добираться до кофеен даже через все эти буераки». По словам Цфасман, в этом году сети повезло — реконструкция улиц затронет всего две кофейни, поэтому бизнес сможет пережить еще одно подобное лето. Некоторые заведения, впрочем, с выводами о падении посещаемости пока не торопятся. В кафе «Жан-Жак» на раскопанном Лубянском проезде отметили, что пока перегороженные улицы влияют на количество посетителей меньше, чем обычный дождь. А в торговом центре «Атриум» (на улице Земляной Вал тоже вовсю идет реконструкция) и вовсе отказались комментировать тему: «Мы сейчас сами пытаемся понять, повлияет ли эта программа на количество клиентов или нет». Фото: Екатерина Закливенец/Inc. «Потерпите — это ненадолго» Бизнес ищет способы минимизировать потери. В прошлом году, например, некоторые предприниматели просили на период ремонта снизить ставку налога, если помещение находилось в собственности города. Но власти навстречу в этом вопросе так и не пошли, вспоминает в разговоре с Inc. уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Михаил Вышегородцев. По его словам, аргументация со стороны мэрии была следующей: мы делаем вам улучшения, и в дальнейшем посетителей в заведениях станет даже больше, чем до реконструкции. Город предоставляет только 5% общего количество арендных площадей для бизнеса, и большинству предпринимателей приходится разговаривать с арендодателями. «Если арендатор «сидит» на длинном контракте и собственник к нему лоялен, то вполне можно рассчитывать на дополнительное соглашение, предусматривающее временное снижение ставки аренды на срок проведения ремонтных работ», — считает руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL Оксана Копылова. Сети «Даблби», например, по словам ее гендиректора Анны Цфасман, чаще всего удается договориться о скидке. Вышегородцев сообщил, что в этом году еще не получал от московского бизнеса жалоб, связанных с реконструкцией улиц. Но он не сомневается, что скоро к нему хлынут заявления и обращения от предпринимателей. Впрочем, никаких особых действий бизнес-омбудсмен предпринимать не намерен. «После того, как завершился прошлогодний этап реконструкции, я пообщался с предпринимателями там, где она уже прошла. Они сказали, что средний клиент стал лучше — оставляет больше чек, сидит дольше и больше потребляет», — рассказал Вышегородцев. Теперь, по его словам, он не будет просить город изменить арендную ставку или налог, «потому что этого город не поддержит». «Я буду говорить предпринимателям «потерпите, реконструкция — это ненадолго», — сказал московский бизнес-омбудсмен. Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: — Взаимоотношения «арендатор-арендодатель» крайне редко означают отношения «власть-бизнес», как правило, это «бизнес-бизнес». С тем, что между бизнесменами должны быть неформальные конвенции на время реконструкции, я полностью согласен. Это абсолютно разумная и естественная идея с точки зрения либеральной экономики — в Москве форс-мажор, давайте снизим ставки. За рубежом бизнес-сообщество самостоятельно адаптируется к каким-то изменениям в городе — так было, например, в Милане и Гамбурге. Очень хороший пример — Лондонская олимпиада 2012 года, в преддверии которой затеяли грандиозную реконструкцию района Стратфорд. Во время ремонта там творился настоящий ад и бизнес договаривался между собой, — я об этом знаю, потому что участвовал в этих обсуждениях. С деталями я не знаком, но собственники заведений договорились с арендаторами о скидках на время реконструкции. Нам было бы неплохо этому научиться. Дальше будет лучше? По словам Максима Каца, опыт реконструкций в других городах говорит, что в итоге бизнес действительно только выигрывает от увеличения числа пешеходов на улицах. Хотя в любой стране предприниматели поначалу нервничают — так было в Копенгагене, где пешеходной сделали улицу Строгет, и в Нью-Йорке (там закрывали Бродвей). Но в итоге, по словам Каца, средняя посещаемость растет. «Страдают только представители премиального сегмента: дорогие рестораны, ювелирные магазины. Их аудитория после увеличения проходимости тротуара остается прежней, а иногда даже снижается», — говорит директор «Городских Проектов». Фото: Екатерина Закливенец/Inc. Президент компании VASSA&Co Вячеслав Грановский подтверждает, что в его магазинах после реконструкции количество посетителей упало. «Расширение тротуара в первую очередь затронуло парковочные места, а поскольку мы работаем в Luxury-сегменте, наши клиенты в основном ездят на машинах и теперь не могут возле нас останавливаться», — пояснил бизнесмен. По его словам, магазины VASSA&Co из-за реконструкции потеряли примерно 30–40% клиентов. «По моим ощущениям, примерно столько же потерял и весь стрит-ретейл в Москве», — добавил Грановский. У заведений ресторанной группы White Rabbit Family трафик после реконструкции улиц остался прежним. «Мы работаем в сегменте премиум, рост пешеходной проходимости улиц для нас ничего не значит», — сказал в разговоре с Inc. основатель группы Борис Зарьков. Не заметили увеличения посещаемости и в «Чайхоне № 1». «Когда вели реконструкцию Нового Арбата, у нашего заведения там посещаемость снизилась на треть, прошлое лето у нас практически пропало, — рассказал управляющий партнер сети Рустам Хамидов. — Когда ремонт улицы закончился, трафик постепенно пришел в норму, но лето еще не наступило и мы не можем говорить о каком-то росте. Средний чек остался на том же уровне». В «Шоколаднице», напротив, заметили, что реконструкция улиц в перспективе «благотворно влияет на доход заведений сети — горожане больше гуляют и чаще заходят в кофейни». У Анны Цфасман из «Даблби» другое мнение — по ее словам, после реконструкции всё довольно быстро возвращается в норму, но поток клиентов не увеличивается, просто возвращаются гости, которые раньше не могли дойти. Аркадий Новиков признает, что увеличение пешеходных зон — это хорошо, но для ресторанов это скорее минус — клиентам теперь нельзя припарковаться и приходится дольше идти. Михаил Блинкин из Института экономики транспорта и транспортной политики на это замечает: «Москве рано или поздно придется отказываться от наивной, архаической модели потребления, когда вы приезжаете в магазин или ресторан на автомобиле и автомобиль стоит у двери». Эксперт привел в пример улицу Виа Монтенаполеоне в Милане, где объем продаж выше, чем в пределах Садового кольца в Москве. «При этом там никому не придет в голову ездить на автомобиле — в крупных городах Европы так не бывает», — добавил Михаил Блинкин. Сергей Георгиевский, гендиректор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» — Важно, чтобы бизнес во время реконструкции городской улицы был проактивным. В подобных стрессовых ситуациях можно найти положительную сторону: они способствуют объединению и коллаборации, что выгодно и власти, и самому бизнесу. Объективно, у чиновников нет возможности взаимодействовать с каждым представителем бизнеса, но как только предприниматели объединяются и вырабатывают единую позицию, диалог становится возможным. Например, во время строительства линии метро Second Avenue в Нью-Йорке (США) владельцы торговых точек на проспекте объединились в бизнес-ассоциацию Second Avenue, чтобы справиться с возникшим беспорядком. Они выдвинули идеи, как поддержать бизнес во время стройки. Например, разработали веб-сайт www.2ndavenueshopper.com, который информировал клиентов о специальных предложениях. На мой взгляд, если в ходе программы «Моя улица» родятся сообщества бизнесов, которые научатся отстаивать свои интересы и взаимодействовать с властью, это будет очень интересным и неожиданном результатом. При запуске реконструкции улиц в городах США по инициативе местной власти разрабатывают так называемые программы смягчения последствий строительства. Однако на данный момент, насколько мне известно, нет системного механизма внедрения подобных программ в политику города. Зачастую в таких случаях города сами вырабатывают план, чтобы обеспечить поддержку со стороны бизнеса, так как часто именно притесняемый малый бизнес переходит на сторону оппозиции. Чтобы нивелировать ситуацию, строительные подрядчики устанавливают знаки, указывающие, что бизнес открыт, а город финансирует рекламу, привлекающую клиентов, и субсидирует скидки на период ремонта. Университет Висконсин-Мэдисон провел исследование, чтобы выработать рекомендации по смягчению последствий строительства. Среди чиновников из 46 городов США был проведен опрос об их опыте поддержки бизнеса, расположенного на реконструируемых улицах. В результате исследования был составлен общий экшн план наиболее эффективных мер: 1. Кампания по заблаговременному информированию бизнеса о ремонтных работах. 2. Усиление безопасности на реконструируемых улицах. 3. Организация «горячей линии» для оперативной реакции на вопросы бизнеса, пострадавшего от ремонта. 4. Поддержка малого бизнеса кредитными/грантовыми программами. 5. Выделение средств и рекламных площадей на дополнительную рекламу по привлечению клиентов во время ремонта (наиболее эффективно и часто используется в практике городов). У каждой улицы есть своя экономика, потому что в контексте города улица — это не только транзит, но и общественное пространство, наполненное различными сервисами. Программа «Моя улица» создает условия для развития среднего и малого бизнеса: увеличивает потоки людей, привлекает туристов, высвобождает первые этажи под социокультурные, общественные и коммерческие функции, создает места для общественной активности горожан, — чем способствует усилению экономики московских улиц. Редакция журнала Inc. предлагает предпринимателям, чьи бизнесы затронула реконструкция улиц, сообщить об этом в редакцию по электронному адресу editorial@incrussia.ru с пометкой «Реконструкция». У нас есть идея, как вам помочь. Читайте нас в Facebook, Twitter и ВКонтакте.

Жертвы кладоискателей: как реконструкция улиц осложнила жизнь московскому бизнесу
© Inc.