Регионы обошли Москву по среднему размеру кредита
Средняя сумма целевого займа в столице в 2016 году впервые оказалась ниже, чем в регионах. В Москве она составила 33 720 рублей, а в целом по регионам — 34 тыс. рублей. Такие данные были получены банком «Русский стандарт» и одноименным кредитным бюро в ходе исследования кредитной активности россиян в прошлом году. По мнению экспертов, такое соотношение сложилось в результате того, что москвичам свойственны спонтанные покупки, поэтому они берут больше целевых кредитов в торговых точках на небольшие суммы. А жители регионов более прагматичны и взвешены, поэтому предпочитают точечные, но более дорогие приобретения. — В регионах драйверами рынка POS-кредитования являются так называемые необходимые вещи, к примеру, мебель или бытовая техника, — пояснил первый зампред банка «Русский стандарт» Евгений Лапин. — Особенно популярен этот сегмент среди жителей Поволжья. А вот в регионе Сибири одна из самых популярных покупок в кредит — шуба из натурального меха. В регионах средний чек выше, потому что POS-кредит на бытовую технику, например, там берут реже, чем в Москве. В столице из-за большего количества самих выдач целевых кредитов сумма среднего чека снижается. Для жителей столицы более характерны спонтанные покупки, поэтому у москвичей больше POS-кредитов на мелкие приобретения. В целом по стране топ-5 популярных сегментов в целевом кредитовании выглядит так. Средняя сумма кредита на мебель и предметы интерьера составляет 35 309 рублей, на бытовую технику — 25 682 рубля, на одежду и обувь — 47 594 рубля, на стройматериалы — 37 042 рубля, а на компьютеры и гаджеты — 23 440 рублей. В числе наиболее закредитованных регионов, где у жителей три и более потребительских займа, Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Омская область и Краснодарский край. Как ранее сообщали «Известия», уровень долговой нагрузки россиян находится в комфортной зоне. По данным РАНХиГС, более чем у трети граждан ежемесячные выплаты по кредитам в 2016 году составили 10–25% от их дохода. У 26,2% заемщиков — 25–50%. А у 9,2% россиян — в пределах допустимых 50–75%. Лишь у 4% заемщиков ежемесячные выплаты по ссудам превысили их доход, то есть уровень их долговой нагрузки вошел в зону риска. По словам руководителя дирекции розничного бизнеса Росевробанка Дмитрия Фалалеева, жители столицы куда менее разборчиво приобретают потребительские товары в кредит, поскольку доход им это позволяет. — Жители регионов вынуждены куда серьезнее планировать свои расходы, в результате чего к покупкам подходят более ответственно, — считает представитель Росевробанка. — Если они и берут кредит наличными, то, как правило, за его счет пытаются решить сразу ряд проблем и покупают несколько необходимых товаров или услуг. В результате и средняя сумма целевого займа оказывается выше. Постепенно финансовое поведение жителей столицы будет меняться, и связано это с тем, что жизнь в Москве существенно подорожала. Предправления Риабанка Борис Липкин считает очевидным, что в Москве люди берут POS-кредиты в основном на сверхпотребление: пришел в магазин, увидел вещь, понравилась, купил. А все основные траты — на одежду, технику, мебель и прочее, — москвичи могут себе позволить за счет сбережений, поэтому здесь и спонтанных покупок больше, указал эксперт. По словам Бориса Липкина, финансовое поведение жителей регионов более предсказуемое. Гендиректор ИК «Форум» Роман Паршин добавил, что по своей сути рост сегмента POS-кредитования обеспечивается за счет импульсивных покупок, азарта и желания клиента получить понравившуюся вещь во что бы то ни стало, даже если это приведет к удорожанию на сумму обслуживания кредита.