В Госдуме обсудили, как вывести таксистов «из тени»
Задача профсоюзов таксистов сейчас состоит в том, чтобы донести до водителей, что каждый из них, работая, формирует свою пенсию. При этом гарантировать себе выплаты можно только через заключение трудового договора с работодателем. К такому выводу пришли участники «круглого стола» по вопросу организации трудовых отношений водителей такси, который прошёл 5 июня в Государственной Думе. «Давайте сравним, что происходит сейчас с точки зрения потребителя услуг таксистов, — предложил председатель думского Комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов, замруководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов. — Конечно, есть заметные улучшения. Если раньше люди выходили на дороги и останавливали машины, то сейчас у всех на гаджетах есть приложения, с помощью которых можно оперативно вызвать автомобиль. Поэтому, обсуждая существующие проблемы в отрасли, мы должны искать некий баланс интересов и понимать, что клиенту важна не внутренняя кухня, а стоимость поездки. А вопрос безопасности, к сожалению, не является приоритетным для клиента». «Мы пришли к тому, что нужно прежде всего бороться за восстановление трудовых отношений во всех транспортных предприятиях, потому что это сможет сделать легальным весь бизнес», — сказал, в свою очередь, председатель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин. Пока же рядовые таксисты «маскируются» под индивидуальных предпринимателей, подчеркнул он. Щербинин, однако, привёл ряд признаков, доказывающих наличие трудовых отношений в службах такси. В частности, возмездные отношения между заказчиком и исполнителями сейчас маскируются под договоры об аренде автомобиля или информационных услугах. Однако из каждого договора понятно, что исполнитель выполняет роль водителя. Более того, в подтверждение берутся копии прав на вождение. В то же время услуги исполняются систематически, а оказывает их исполнитель только лично, причём по определённому графику. При этом оплата исполнения услуг носит регулярный характер, а размер вознаграждения не изменяется во времени. По мнению Щербинина, только трудовые отношения позволят обеспечить контроль за режимом труда и отдыха водителей, социальные гарантии работников и легализацию рынка такси. Представитель Госавтоинспекции Роман Самсонов привёл данные о ДТП с участием таксистов. За прошлый год по их вине произошло 1246 аварий, а за пять месяцев 2017-го — 461. Если в прошлом году наблюдалось снижение числа ДТП на 23 процента, то в этом за январь-май отмечен рост на один процент, добавил он. «Моё отношение к договорам аренды однозначное, потому что это уход от нормальных трудовых отношений», — продолжил Самсонов. По его словам, главная сложность состоит в том, что в такси отсутствуют объективные средства контроля за наблюдением режима труда. «Если на пассажирских перевозках у нас есть тахограф и средства ГЛОНАСС, которые объективно контролируют и работу водителя, и действия работодателя, то у водителей такси есть только путевой лист, который зачастую фальсифицируется», — признал представитель ГИБДД.