«Совкомфлот» обзавелся новыми косами
Компания получила еще одно судно для сейсморазведки «Совкомфлот» приобрел второе судно для шельфовой 3D-сейсморазведки — «Иван Губкин» с 14 сейсмокосами. Как говорят эксперты, сейчас на мировом рынке отмечается низкий спрос на суда такого типа, но в «Совкомфлоте» прогнозируют, что в ближайшие два года в сегменте ожидается рост. Компания уже подала заявку на три крупных российских тендера по сейсморазведке и на пять конкурсов за рубежом. ООО СКФ ГЕО (входит в «Совкомфлот») приобрело по договору бербоут-чартера у норвежской Polarcus на пять с половиной лет с правом выкупа геологоразведочное судно «Иван Губкин». Оно предназначено для геологоразведки нефти и газа в сложных климатических условиях, в том числе в северных морях. По отчетности «Совкомфлота» по МСФО за первый квартал судно передано компании в апреле, обязательства в рамках сделки составили $70,1 млн. Дедвейт судна составляет 4,35 тыс. тонн, длина — 92 м, ширина — 21 м, максимальная осадка — 7,5 м. Судно работает под российским флагом (порт приписки — Санкт-Петербург) и имеет максимальный для исследовательских судов ледовый класс Ice-1A*, сообщили в «Совкомфлоте». По данным компании, судно способно выполнять поставленные задачи при температуре до –10°С. Геофизический комплекс Q-Marine, находящийся в собственности компании, включает 14 сейсмических кабелей (сейсмокос), каждый из которых достигает 8 км в длину. Ширина полностью развернутой конфигурации достигает 1,8 км, а площадь покрытия — почти 14,5 кв. км (для сравнения: площадь Москвы в пределах Садового кольца — около 19 кв. км). Как рассказал “Ъ” гендиректор СКФ ГЕО Алексей Прокофьев, рынок 3D-сейсморазведки уже в течение нескольких лет испытывает жесточайший кризис: «Если пять лет назад международный флот сейсморазведки насчитывал около 90 судов, то сейчас активно действуют лишь 26». Подобная ситуация позволяет зафрахтовать судно по выгодным и конкурентным ставкам, добавляет он. При этом в ближайшие два года компания ожидает активного роста рынка. По словам топ-менеджера, средняя цена нового судна, занимающегося сейсморазведкой, варьируется в диапазоне $100–200 млн. «Иван Губкин» уже второе судно 3D-сейсморазведки в составе флота «Софкомфлота». В 2011 году компания взяла в бербоут-чартер восьмикосовое судно «Вячеслав Тихонов» (также у Polarcus). По характеристикам «Вячеслав Тихонов» немногим уступает новому судну, говорит Алексей Прокофьев: он имеет 8 сейсмических кабелей, что дает преимущество для работ в мелководных районах, а 14-косовое судно позволяет СКФ ГЕО наиболее эффективно работать в более востребованном сейчас глубоководном сегменте. ООО СКФ ГЕО уже подало заявку на три крупных российских тендера по сейсморазведке, а также пять иностранных конкурсов — речь идет об африканском, индийском и азиатском регионах. В РФ 2D-сейсморазведка имеет четкую законодательную базу, здесь высокая доминанта российских судов, хотя используется порой не самый современный флот, отмечает господин Прокофьев. Рынок 3D-сейсморазведки более сложный, и в РФ сейчас СКФ ГЕО конкурирует с крупными иностранными игроками, говорит топ-менеджер. В мире существует практика предоставления «режима наибольшего благоприятствования» компаниям, суда которых работают под национальным флагом, отмечает топ-менеджер — такая политика в рамках отдельных проектов реализуется в Норвегии, Китае, Австралии, добавляет он. «Важно, чтобы в РФ этот принцип тоже начал действовать»,— подчеркивает господин Прокофьев. Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research прогнозирует развитие шельфовых нефтегазовых проектов — показательно, что за последние годы резко снизилась удельная стоимость разработки и глубоководных месторождений. По его словам, уже около трети суммарной добычи нефти в мире приходится на шельф, а Россия при наличии самого большого шельфа только в начале пути: морские акватории обеспечивают пока менее 4% добычи. Возможности бурения в российской Арктике ограниченны, но активная морская сейсморазведка обеспечит в последующем более быстрые конечные результаты, считает господин Нестеров. В ближайшее время можно ожидать увеличения геологоразведочных работ не только в Арктике, но и на Дальнем Востоке, в Черном море и в других неглубоких акваториях, заключает эксперт. По оценкам Надежды Малышевой из PortNews, на фоне роста шельфовых нефтегазовых проектов конкуренция в рамках геологоразведочных тендеров будет усиливаться, но у нового судна СКФ есть перспективы стабильной загрузки и спроса со стороны заказчиков. Эксперт поясняет, что «Иван Губкин» является наиболее современным, технологически насыщенным и экологически безопасным судном в своем классе, кроме того, у «Совкомфлота» «есть давние компетенции в области ледового судоходства и работы в высоких широтах». Анастасия Веденеева, Санкт-Петербург