Экспортерам промышленной продукции не обойтись без поддержки государства
Участники сессии о развитии экспорта сошлись во мнении, что государству пора активнее поддерживать продажу за рубеж несырьевой продукции. С предельной откровенностью об этом сказал гендиректор UC Rusal Владислав Соловьев. «Мы конкурируем не в идеальной среде», — сказал Соловьев. Конкурировать с помощью более низкой цены — это даже не прошлый век, а позапрошлый, отметил гендиректор UC Rusal. Он, вслед за выступавшим ранее заместитель министра экономики Станиславом Воскресенским, отметил, что изменились способы конкуренции. Гораздо важнее — качество продукции, сервисы по ее доставке, подчеркнул Соловьев. Он отметил, что для успешной конкуренции в будущем, нужно уже сейчас привлекать клиентов к работе R&D центров. Соловьев отметил, что поддержка государства могла бы быть сосредоточена на снижении такого слабого места для российских экспортеров как транспортные затраты. «Вопрос в том, мы хотим, чтобы РЖД была богата, или чтобы рос [несырьевой] экспорт», — сказал Соловьев. Удачный пример субсидирования транспортных затрат в северных провинциях Китая привел гендиректор транспортной группы Fesco Александр Исурин. Международная торговля сейчас отмечена высоким уровнем протекционизма — об этом говорили все участники дискуссии, представители самых разных секторов. Поддержка экспорта, которую оказывает российское правительство уже помогло автопроизводителям, рассказали гендиректор «Русских машин» Манфред Айбек и гендиректор Renault в России Андрей Панков. Последний подчеркнул, что лишь 1% рынков открыт для российской продукции, поэтому поддержка правительства важна. Например, Renault Россия рассматривает возможность экспорта узлов и компонентов в Иран, но сейчас пошлина в Иране 20%. Панков надеется, что достичь снижения этого уровня вполовину удастся, благодаря подписанию межправсоглашения с Ираном по примеру соглашения с Вьетнамом.