Войти в почту

Маниловщина по-воронежски. Как создать город, которого нет?

Чиновники — люди творческие, сродни художникам и артистам. Видимо, поэтому такие приземлённые отрасли, как ЖКХ или общественный транспорт, давно отданы в частные руки. Зато появились силы и время поговорить о различных возможностях появления метрополитена или превращения набережной водохранилища в курорт мирового уровня. Но пока представители власти всё глубже погружаются в маниловщину, многие воронежские дома тонут в другой, гораздо более материальной, субстанции. И снова метро... В конце апреля Воронеж радушно принимал японского министра. С помощью специалистов из Страны восходящего солнца, с которой у нас началась большая дружба, уже в этом году в городе должны появиться «умный» — т. е. энергоэффективный — дом и «умные» светофоры, которые, как ожидается, на 20% снизят пробки на Московском проспекте. Снизят или нет — будет видно. Зато с ещё одним японским чудом всё понятно заранее. Две линии полуметро-полутрамвая — подземные в центре и наземные на окраинах — должны связать центральный железнодорожный вокзал с памятником Славы и остужевским кольцом. Улица Мира станет пешеходной, на ней посадят деревья и даже сделают небольшой пруд... Наверное, у многих есть родственники, друзья или знакомые, которые убеждены, что в Воронеже вот-вот появится метро, и не нужно будет задыхаться в пробках и давиться в набитых маршрутках — словом, заживём, наконец, по-человечески. Оно и понятно: сказки о подземке воронежцы слышат уже который год. Так, поистине грандиозный проект лёгкого метро был предложен в 2009 году. На первом этапе планировалось соединить аэропорт, вокзал и автовокзал. На втором — связать правый и левый берега Воронежа. На третьем — вообще проложить легкорельсовые дороги в Старый Оскол, Белгород, Курск, Липецк и другие города Черноземья. А в феврале 2014 года на совещании в мэрии рассматривались уже два проекта. Фирма «МГЦ-групп» рассказала о скоростном трамвае, который свяжет Северный и Юго-Западный районы с центром и левобережьем — 57 наземных и шесть подземных станций, эстакады над перекрёстками. А компания «Киносарг» и вовсе заявила о полноценном метро с тремя ветками: от облбольницы до ДК им. Кирова, от торгового центра «Метро» на Остужева» в Юго-Западный район и от Семилук до ул. Димитрова. Государственные СМИ подробно обсуждали проекты, сравнивали плюсы и минусы и лишь вскользь упоминали, что у обоих есть слабое место — финансирование. В первом случае стоимость варьировалась от 14 до 100 млрд руб., во втором — составляла 80 миллиардов. Ценою в три бюджета Японский проект — ненамного дешевле: всё удовольствие обойдётся в 1 млрд евро. Т. е. «всего-то» три с половиной городских бюджета. Кстати, 22 мая мэрия объявила аукцион на привлечение кредита в 2 млрд руб., а 23 мая — ещё на миллиард. Цель — покрыть дефицит бюджета и погасить другие долги. Откуда же возьмутся деньги на прокладку рельсов, тоннелей, эстакад? Надеяться на федеральный центр бессмысленно. Кризис продолжается, и в этом году многим регионам были снижены дотации на строительство дорог и исполнение майских указов. На этом фоне любые разговоры о метро кажутся непростительной блажью. Впрочем, денег на такую роскошь не давали и в более благополучные времена. И в 2009 году, и в 2014-м разговоры шли исключительно о частных инвестициях. Мол, всего-то лет 20 — и затраты окупятся. Но привлечь деньги на такой срок в нашей стране невозможно, и, разумеется, это прекрасно понимали и те, кто презентовал прожекты, и те, кто слушал. Среди последних были и люди, которые в 2000-х на посмешище всему прогрессивному человечеству объявили пережитком воронежский трамвай и «организовали» пассажирское сообщение по лучшим стандартам стран третьего мира. Сегодня на месте депо на ул. Кривошеина возводится новый жилой комплекс, а дорожные пробки тем временем растут с каждым годом. Развязки в никуда В 2011 году было предложено на первый взгляд более реалистичное решение: губернатор сообщил, что в Воронеже будут строить и реконструировать по две транспортных развязки в год. Но в итоге с большим трудом удалось наскрести денег на самую дешёвую из них — на пересечении улиц Антонова-Овсеенко, 9 Января и Героев-Сибиряков. Строить её начали только этой весной, да так, что горожане взвыли: движение на магистралях оказалось парализовано. Проекты остальных развязок — на ул. Остужева, пересечении ул. Хользунова и Московского проспекта и пересечении ул. Антонова-Овсеенко и Московского проспекта — либо заморозили, либо выкинули в мусорную корзину. Воронеж приближается к транспортному коллапсу, но вместо решения проблемы горожанам подсовывают проект очередного метро. Море грёз Возникает ощущение, что существуют два Воронежа: реальный — с рвущимися трубами, коммунальной мафией, пыльными улицами и ямами на дорогах — и сверкающий — из мира грёз. В этом втором, например, реконструирован центральный вокзал и построен новый вокзал на ул. Остужева, создана рекреационная зона на Петровской набережной водохранилища. К слову, несчастное воронежское «море» давно будоражит воображение чиновников. В 2014 году прошёл конкурс на концепцию реновации водохранилища. Единственного победителя жюри выбрать не смогло: в итоге были объединены концепции британско-голландской фирмы MLA+ и испанской Ecosistema urbano. Проект напоминает фантастический роман. Работы займут целых 30 лет. В прекрасном будущем по «морю» будут дрейфовать острова из растений, а буксиры перемещать баржи, очищающие воду. На днищах платформ установят фильтры, а надводная часть превратится в зону отдыха, где пассажиры гуляют в садах, сидят в кафе, плещутся в бассейнах. На дамбе у Чернавского моста разобьют парки, построят пирсы и велодорожки. По берегу водохранилища проляжет экотропа с деревянным настилом. Городские террасы правого берега соединят с набережными новые лестницы. Приступили к реновации только осенью прошлого года, пока что на повестке дня — очистка дна от ила. Всего на это планируется потратить примерно 200 млн рублей. Но, по мнению экспертов, одна лишь очистка вряд ли будет эффективной: по некоторым оценкам, за год в акваторию стекает 100-200 млн куб. м ливневых стоков — примерно столько же воды в воронежском «море». При этом в «ливнёвку» врезают канализацию жители частного сектора. Кроме того, всё хуже становится состояние воды рядом с левобережными очистными сооружениями, которые в своё время перешли в руки близких к прежней мэрии бизнесменов. Но, очевидно, чем дольше будет продолжаться кризис, тем больше умопомрачительных прожектов чиновники будут представлять населению. Что говорить — универсальный способ решения городских проблем. Снова не хватает... сбрендить? Многие гости Воронежа жалуются на грязные улицы, автомобильные пробки и бесшабашных водителей маршруток. Но чиновники убеждены: для того, чтобы сделать столицу Черноземья более туристически привлекательной, нужно, прежде всего, создать узнаваемый бренд — этакий образ, который будет прочно ассоциироваться с нашим регионом. Так, этой теме был посвящён прошедший 19 мая туристический форум, а в сентябре прошлого года проблема всерьёз обсуждалась на совещании в мэрии города. Впрочем, разговоры о бренде ведутся не прекращаясь уже лет 10-15. Чего только не предлагали заезжие деятели культуры и наши доморощенные пиарщики: и куб чернозёма, и Котёнка с улицы Лизюкова, и даже дождевого червяка. При этом многие совсем забыли, что у Воронежской области уже есть утверждённый бренд, и представляет он собой два жёлто-оранжевых то ли осенних листка, то ли языка пламени. В 2015 году такой логотип по заказу областного правительства разработал популярный дизайнер Илья Осколков-Ценципер. По его собственным словам, над брендом он трудился аж целых полгода. Сколько заработал дизайнер за столь титанический труд, осталось тайной. Заявляешь — делай! Дмитрий Нечаев, политолог: «Любое здоровое общество консолидируется на основе какой-либо сверхзадачи. Так что сама по себе новая необычная идея мобилизует, избавляет от социального пессимизма. Но некоторые проекты нереализуемы и действительно пахнут маниловщиной. Например, в 2006-2007 годах бывший губернатор Кулаков носился с баварским проектом: мол, Бавария инвестирует в Воронежскую область порядка 3 млрд евро. Было понятно, что такого быть не может: слишком большие деньги, но даже если они нашлись бы, не было бы команды, способной реализовать этот проект. Естественно, подобные идеи могут использоваться и как пиар, манёвр, отвлекающий от экономических трудностей. Но если власть не может реализовать проект, она должна быть готова к недоверию и отсутствию поддержки населения». Людям нравятся сказки Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения организации «Город и транспорт»: «Есть доступная альтернатива метро. Всё, что нужно, — это создать на базовых улицах линии, которые не зависят от пробок. Это можно сделать и на базе трамвая, и даже из автобусов и троллейбусов — выделив одну полосу движения. Да, придётся поднапрячься и разыскать какие-то деньги. Но меня вот что удивляет: мы презентовали свою транспортную стратегию и сказали, что на её реализацию потребуется где-то 6-7 млрд рублей. Чиновники заявили: «Это же огромные деньги!» Зато когда японцы приносят проект метро стоимостью в 70 млрд руб. — это нормально. К тому же направления, которые они показали, решат проблему только одной улицы. Но решение должно быть комплексным, а значит нам понадобятся не две линии метро, а, как минимум, пять. Полноценная система метро — это не просто огромные деньги, это долгие годы строительства. Средний темп — километр в год. То есть эти линии появятся не раньше, чем в 2040 году при условии, что деньги будут выделены завтра. К 2040 году произойдёт то же, что с Детройтом: многие просто уедут из Воронежа. Начали строить одну развязку, и то уже полгорода стонет. А представьте, что на время строительства метро придётся парализовать Московский проспект и Плехановскую. И этот ад будет длиться годами. Но людям нравится слушать сказки. Вот же, думают, наверное, рано или поздно начнут что-то делать. Не начнут». Никто уже не верит Владимир Киреев, эксперт фонда «Народная дипломатия»: «Наши граждане за последние 25 лет утратили веру в любые инициативы. На мой взгляд, эти проекты — просто сотрясание воздуха. Деньги взять неоткуда. Наша практика — максимальное урезание любых расходов, кроме тех, что идут в карманы коррумпированных бизнесменов и чиновников. Мы видим, что муниципальные предприятия переходят в руки частных собственников, и это спровоцировано не реальными потребностями, а одной лишь целью — получить прибыль. Да, можно было бы реализовать проекты за счёт частной инициативы. Но это никому всерьёз не нужно: наш бизнес ориентирован только на сверхэксплуатацию существующих структур. А для экспертов презентация проектов и есть цель: они получают гранты, рекламу, ездят на разные симпозиумы, реализуют себя в частном секторе. А чиновники ставят галочку: проведён конкурс, выбран проект. Но они прекрасно понимают, что никем и никогда он выполнен не будет». Хватит пудрить мозги! Галина Кудрявцева, член общественной палаты Воронежа: «Идеей метро запудривали мозги с советских времён, я сама слышала об этом ещё подростком. Это бредни! Да, у нас миллион жителей, но мы живём очень компактно. На такой территории метро не строят. Нужно навести порядок с общественным транспортом — вот и всё. Среди наших мэров был большой прожектёр — Александр Ковалёв. Он вообще собирался на Московском проспекте и Плехановской проложить монорельс. Но только одна подошва монорельса занимает площадь большую, чем занимал трамвай! А у одного претендента на мэрский пост была мечта построить торговый центр под площадью у кинотеатра «Спартак»! Ребята, да поменяйте сначала все коммуникации в городе — износ в отдельных местах доходит до 100%. Тогда мы не будем терять такое огромное количество воды и тепла, будут меньше тарифы. У нас вода будет чистая, её не придётся покупать в магазинах. Сделайте добро людям! Нет, занимаются чёрт-те чем — главное, чтобы было красиво. Ну, как можно было додуматься: «пустим по водохранилищу плавающие зелёные острова, которые будут очищать воду». Да вы в первую очередь прекратите стоки из частного сектора! У нас по всем буграм правобережья нет канализации. Тут же перерезают ленточку — открывают завод по переработке картона! Объясните: как можно такое вредное производство строить на берегу водохранилища? То у нас китайцы строят метро, то — японцы, то немцы поднимают сельское хозяйство... Да мы и так знаем: всё, что зарабатывает Воронеж, расходится через подставных лиц немцам, англичанам, кому угодно, только не горожанам. Это называется — показуха. И, разумеется, запудривание мозгов населению. Через год, кстати, выборы губернатора».

Маниловщина по-воронежски. Как создать город, которого нет?
© АиФ