На чем зарабатывает Ульяновская область
Сергей Иванович, в чем секрет притягательности региона для инвесторов? Сергей Морозов: Наше главное богатство - люди, и чтобы совершить серьезный рывок, мы вкладываем в образование и новые технологии. Именно инвестиции в человека позволили нам стать для РФ и авиационной столицей, и центром станкостроения, и крупнейшим ядерно-инновационным центром. Все последние 12 лет промышленность Ульяновской области имеет устойчивый рост, а регион - один из лучших в стране по наполнению бюджета: если в 2015 году мы были третьими, то в прошлом - уже вторыми. В своей работе мы всегда старались концентрироваться на высокотехнологичных производствах и их локализации на территории региона. В качестве такого примера можно привести локализацию у нас завода Аэрокомпозит, научно-исследовательского центра компании Марс, создание центра компетенций совместно с компанией ДМГ Мори и другие. В структуру авиационного кластера входит целый ряд крупных предприятий, таких как УКБП, НПО Марс, Искра, КБ "Туполев" и другие, которые производят высокотехнологичные компоненты для авиации и других отраслей. Что же касается ядерно-инновационной отрасли, здесь Научно-исследовательский центр атомных реакторов имеет основной задачей формирование новых продуктов и технологий, к примеру, радиофармпрепараты. В том числе одной из важных составляющих новой экономики является развитие ИТ-технологий, альтернативной энергетики, биотехнологий, машиностроения. Чтобы отдавать деньги казне, нужно знать, где их заработать завтра, как в эпоху кризиса определяетесь с приоритетами развития? Сергей Морозов: Мы сегодня строим экономику завтрашнего дня, а думаем уже на послезавтра, иначе нельзя. Инвестиционный портфель Ульяновской области на данный момент - это 208,4 млрд рублей и 33 705 новых рабочих мест. В стадии активной реализации 66 проектов, инициаторы которых вкладывают в экономику региона 79,9 млрд рублей и создают 7318 новых рабочих мест. В том числе только в прошлом году успешно завершилась реализация 10 инвестиционных проектов на общую сумму более 19,8 млрд рублей, что позволило создать более 1,5 тысячи новых рабочих мест. Самые крупные новые предприятия - завод по выпуску шин японской компании Bridgestone, производство пластиковой упаковки немецкой группы JokeyPlastik, фирма по выпуску бортовых кабельных и трубопроводных сетей летательных аппаратов компании "ПРОМТЕХ-Ульяновск", входящей в холдинг "Промышленные технологии". А сегодня на стройплощадку вышли еще шесть инвесторов с общим объемом вложений 1,5 млрд рублей. В этом году запланирован ввод в эксплуатацию восьми объектов с объемом вложений более 6,5 млрд рублей. Надеемся также обеспечить начало строительных работ еще 14 проектов (22,5 млрд рублей). 208,4 млрд рублей составляет сегодня инвестиционный портфель Ульяновской области Люди приходят на современное производство не просто на кусок хлеба заработать, а раскрывать свой профессиональный и человеческий потенциал. Сергей Морозов: Конечно. Поэтому будем создавать в Ульяновской области производства технологичные, с высоким уровнем культуры. И во многом это уже удалось: мы сформировали в регионе индустриальные парки, создали единственную в стране ОЭЗ портового типа. Привлекаем в регион крупные мировые бренды, среди которых японско-немецкий концерн DMG MORI, который станет якорем станкостроительного кластера Ульяновской области. Это шинный завод японского концерна Bridgestone, немецкие компании Schaeffler (производство автокомпонентов), Jokey Plastik (производство упаковочных материалов), мексиканская Nemak (автомобильные компоненты), три фабрики американской корпорации MARS и их научно-исследовательский центр, производство автокомпонентов японской компании "ТАКАТА" и многие другие. Инвестиции - основа развития, но в современных условиях это и главный камень преткновения... Сергей Морозов: Сегодня к нам инвесторы идут и с Востока, и с Запада. В экономике региона вложения зарубежных и российских компаний поделены почти поровну. А дело в том, что Ульяновская область первой в стране еще в 2009 году создала и успешно развивает Корпорацию регионального развития, которая профессионально занимается привлечением инвесторов и сопровождает проекты в режиме "одного окна". Эта команда снимает все административные барьеры для бизнесменов, на первоначальном этапе даже помогает им на бытовом уровне. Люди хорошо работают только там, где им комфортно жить. Одной только зарплатой, пусть даже и высокой, квалифицированных специалистов не удержишь. Как решаются вопросы экосистемы комфорта? Сергей Морозов: Мы постоянно работаем и над развитием инфраструктуры в области образования, медицинского обслуживания, досуга, транспортной доступности как для самих жителей региона, так и приезжих специалистов. К примеру, совсем скоро полеты в Ульяновск будет осуществлять и авиакомпания "Аэрофлот", откроется после реконструкции наш аэропорт, таким образом, в области будет сразу два международных аэропорта. Планируется и строительство нового города - САНТОР, в котором будут сочетаться индивидуальные и клубные дома, таунхаусы и многоэтажки, свои детсады и школы, часть из которых планируем сделать международными. А по соседству с соцобъектами разместят небольшие торговые комплексы, кафе, зеленую зону. На набережной Волги разместятся пешеходная зона и гавань для лодок. Солнечный город САНТОР, о котором вы говорили, строится как часть еще одного многообещающего проекта - Технокампуса. Сергей Морозов: В этом инновационно-технологического парке появятся инжиниринговые центры, опытные производства, где предприниматели смогут делать прототипы и небольшие серии своих продуктов, а также учебные заведения, инфраструктура для жизни и отдыха. Уже достигнуты договоренности о сотрудничестве с руководством израильского технологического университета "Технион". Проект также получил поддержку и ведущего мирового научного центра Левенского католического университета - первого в континентальной Европе учебного центра по успешной коммерциализации инноваций. Кстати, несколько глобальных компаний уже приняли решение создавать свои RnD-центры. Таким образом, Технокампус, индустриальный парк, уникальные жилые районы, транспортный хаб вместе создадут в нашем регионе принципиально новую модель развития для России.