Залог комфортной городской среды — многофункциональность
Москва вместе с другими мегаполисами мира постепенно переходит к системе четкого зонирования городских пространств и строительству многофункциональной застройки, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов в рамках выставки АРХ Москва NEXT! 26 мая 2017 года. «Сегодня мы говорим о том, чтобы зонировать городскую ткань и использовать территории максимально эффективно. Это общемировая практика, во всех мегаполисах мира постепенно пришли к таким же выводам. В США такая система городского устройства давно и успешно работает. Москва, благодаря дальновидной политике мэра Сергея Собянина, тоже стала уделять много внимания многофункциональной плотной застройке, например, мы стали строить ТПУ, где сосредоточена транспортная и коммерческая функции», — отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Сооснователь и главный архитектор мастерской «Атриум» Антон Надточий подтвердил, что современные проекты — это, прежде всего, многофункциональность. «В городе на сегодняшний день есть огромное количество пустующих территорий, которые уже потеряли свои первоначальные функции. Москва, планомерно развивая инфраструктуру, развивает сама себя и повышает стоимость тех земельных участков, которые находятся вблизи. Мировой опыт развития городов показывает, что места, где возникает концентрация транспортной инфраструктуры, всегда возникает повышенная плотность застройки. То есть мегаполис не может себе позволить низкую плотность в местах, где есть высокая концентрация транспортной активности. При этом сама по себе ни низкоплотная, ни высокоплотная застройка не обеспечивает комфортную среду. Как ее создать, надо думать на примере каждого конкретного объекта. С нашей точки зрения, залог комфортной среды — это многофункциональность», — сказал Надточий. Руководитель мастерской ООО «АБТБ» Башкаев Тимур задал вопрос относительно стратегии развития города: означает ли программа реновации и развитие промзон и ТПУ смену парадигмы от экстенсивного пути развития города к интенсивному? Отвечая на него, Сергей Кузнецов пояснил: «Мы приходим к понимаю того, что необходимо рационально использовать имеющиеся ресурсы. Проекты, которые развиваются сейчас в городе (Москва-река, строительство ТПК, запуск МЦК, развитие программы ТПУ и промзон), — как раз из этой серии. Так что можно констатировать, что использование ресурсов города является приоритетом, потому что это территории, как правило, уже снабжены инфраструктурой. На мой взгляд, это очень правильно и разумно — зачем „осваивать целину“, если внутри есть масса неосвоенных обжитых пространств». Развитие транспортной инфраструктуры является одной из приоритетных задач столичных властей. Например, строительство метро даёт серьёзный толчок развитию этих территорий, их более активному вовлечению в экономику города. Запуск Московского центрального кольца стал главным инфраструктурным успехом прошлого года. Только в районе 8 станций планируется построить свыше 700 тысяч квадратных метров жилья, социальной инфраструктуры, объектов торговли, офисов, отелей и паркингов. В целом программа строительства транспортно-пересадочных узлов и развития территорий вокруг МЦК рассчитана до 2025 года. Промышленные зоны в границах старой Москвы — еще один мощный драйвер развития мегаполиса, поскольку они имеют хороший потенциал градостроительного развития. Сергей Кузнецов также отметил, что город не забывает и о развитии Новой Москвы. Как ранее сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, более 30 станций метро появятся в Новой Москве к 2035 году. Планируется, что увеличение общей протяженности сетей метрополитена на присоединенных территориях достигнет 72 км — 33 станции.