Бизнес в поисках доверия
Руководители крупных компаний еще 20 лет назад почти не обращали внимания на доверие со стороны общества. Сегодня ситуация поменялась: этот вопрос тревожит 60% бизнесменов в мире, в том числе и в России. При этом доверие достигло минимума за последние пять лет — как к бизнесу, так и к государственным институтам и в целом к общественному строю. Во многом такая реакция людей обусловлена быстрыми и глубокими переменами в их жизни вследствие глобализации и технического прогресса. По результатам исследования PwC — 20-го ежегодного опроса руководителей крупнейших компаний мира, отсутствие доверия к их бизнесу тревожит 58% респондентов (60% — в России). В 2013 г. было, соответственно, 37% и 47%. По результатам еще одного глобального исследования, Trust Barometer 2017 от коммуникационного агентства PRT Edelman Affiliate, уровень доверия людей к четырем ключевым институтам (бизнес, правительство, СМИ и негосударственные организации) за последние пять лет достиг минимума. Это характерно как для западных стран, так и для России. Разочарование в современном общественном строе отмечено у всех слоев населения независимо от уровня дохода. Что касается именно бизнеса, то уровень доверия к нему в мире составил 52%, в России — 39%. К топ-менеджменту крупных компаний отношение еще хуже — мировой показатель опустился за год на 12 п.п. — до 37%, это минимум с 2001 г. В России руководителям доверяют еще меньше — 34% опрошенных, а министрам и чиновникам — 22%. Снижение доверия общества к бизнесу объясняется многими причинами: Дестабилизация во многих сферах жизни и на разных уровнях управления. Все меняется очень быстро, и общество больше не чувствует социальной, экономической, геополитической стабильности. Последствия глобализации. Перенос производства в зону с дешевой рабочей силой обывателями расценивается негативно — страна теряет потенциальные рабочие места, выводится часть капитала. Рост безработицы, который происходит в результате оптимизации бизнес-процессов, автоматизации и роботизации производства. Увеличение разрыва между бедными и богатыми, вымывание среднего класса и углубление социального неравенства. Высокая коррупция, взяточничество и уход от налогов. Формализм, бюрократия в работе бизнеса, отсутствие искреннего интереса к потребителю. Ухудшение экологии из-за загрязнения окружающей среды производством. Цифровые технологии также создают для бизнеса серьезные репутационные и финансовые риски. Опрос PwC показал: 69% топ-менеджеров считают, что будет все сложнее добиваться доверия общества и сохранять его уровень на высоте. В первую очередь, по мнению 87% опрошенных, риски связаны с использованием социальных сетей. В том же исследовании PwC руководители крупнейших российских компаний назвали наиболее значимые угрозы цифровизации: Перерывы и сбои в работе IT-систем. Взлом систем кибербезопасности. Нарушение конфиденциальности персональных данных и этических норм. Риски, связанные с использованием социальных сетей. Отсутствие четкой структуры владения цифровыми активами. Отсутствие четкого налогового регулирования цифровых активов. Искусственный интеллект и автоматизация (включая технологию «блокчейн»). Отчасти нивелировать эти риски бизнес может, став социально ориентированным. Компаниям необходимо делать вложения в совместные с государством социальные проекты, участвовать в благотворительности, заботиться об экологии мест, где работает их производство. Также эксперты рекомендуют усилить прозрачность, повысить корпоративную ответственность и наращивать доверие к бизнесу внутри компаний среди сотрудников.