Государственно-частное партнерство в целях устойчивого развития: механизмы и выгоды

Реализация программ содействия международному развитию (СМР) и достижение целей устойчивого развития (ЦУР) невозможны без частных инвестиций – мировое сообщество нацелено на привлечение предпринимателей к таким проектам. Россия принимает участие в решении мировых проблем, но отсутствие механизмов взаимодействия бизнеса и власти в сфере международного сотрудничества ограничивает интерес инвесторов. В сентябре 2015 года на 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята новая повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года – пошаговый сценарий решения ключевых проблем человечества, выстроенный на принципах глобального партнерства и солидарности. Повестка-2030 содержит 17 универсальных и неделимых целей устойчивого развития (ЦУР) и 169 задач, связанных с ними, которые вступили в силу с 1 января 2016 года. Россия разделяет приоритеты Повестки-2030 в части содействия борьбы с заболеваниями, устойчивого промышленного развития, расширения доступа населения к услугам транспорта, образования, здравоохранения, социальной защиты и др. Успех устойчивого развития напрямую зависит от объема финансов, технологий, инноваций и управленческого потенциала, которые может привнести в проекты частный бизнес. В июле 2016 года ООН заявила о том, что сотрудничество власти и бизнеса должно быть направлено на улучшение качества жизни общества. Партнерство между государственным и частным секторами должно оцениваться в соответствии с новым набором критериев, которые определены как «доступность», «справедливость», «эффективность», «устойчивость» и «воспроизводимость». По данным ООН, пока государственно-частное партнерство чаще всего представляет собой альтернативу традиционным государственным закупкам, а не занимается решением глобальных социально-экономических проблем. Но в этой сфере происходят позитивные изменения. 17 мая 2017 года Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) и Португалия начали сотрудничество в области социально-ориентированного государственно-частного партнерства в секторе водоснабжения и санитарии. Частный бизнес намерен принять участие в проекте «Один пояс – один путь», который свяжет Китай и Европу – соответствующий меморандум ЕЭК ООН и КНР подписали в январе 2016 года. Россия принимает активное участие в решении глобальных проблем. В целях устойчивого развития РФ стала частью международного партнерства в области борьбы с заболеваниями, а также списания долгов ряду стран с высокой задолженностью. Россия выступает одной из ведущих стран по объему взносов в бюджеты ООН: вклад России в финансирование операций по поддержанию мира ООН на текущий финансовый год составил $320 млн или 4% от совокупного бюджета. Россия финансировала 21 трастовый фонд Международной организации развития (МАР), деятельность которых направлена на борьбу с заболеваниями, повышение качества образования, развитие программ социальной поддержки населения, а также на борьбу с социальным неравенством. Несмотря на активное развитие в России системы государственно-частного партнерства, участие отечественного бизнеса в содействии международному развитию пока носит очень скромный характер. В 2016 году ЕЭК ООН были представлены более 80 социально ориентированных проектов в формате ГЧП – в данном списке присутствовал только один российский проект «Чистый Дон». Еще один российский проект, не попавший в список, направлен на достижение цели по обеспечению здорового образа жизни – компания «Русал» открыла в Гвинее медицинский центр по борьбе с лихорадкой Эбола. Российский бизнес не заинтересован в участии в международных программах СМР по нескольким причинам: Дефицит практики проектов на принципах ГЧП в этой сфере. Отсутствие чёткого понимания механизмов взаимодействия с госорганами в рамках реализации программ СМР. Недостаточное информационное сопровождение таких проектов, включая акцент на преимуществах, которые получит бизнес от участия в них. Есть механизмы, которые могут повысить интерес российского бизнеса к СМР. На национальном уровне это может быть стимулирование инвестиций в такие проекты за счет дополнительных преференций, создание консультативных органов. На глобальном уровне необходима разработка международных стандартов для ГЧП, ориентированных на СМР, что обеспечит прозрачность и всестороннее раскрытие рисков для участников партнерства.