Россия — Германия
На протяжении последних десятилетий Германия — стратегически важный партнер для России, первый по инвестициям и второй по объемам товарооборота. Новая перспективная сфера сотрудничества — технологии четвертой промышленной революции. На долю Германии приходится 9% российской внешней торговли. В 2016 г. товарооборот составил $41 млрд, и это несмотря на то, что после введения взаимных санкций прежде уверенно растущий показатель сократился вдвое. Основной продукт экспорта из России в Германию — топливно-энергетические ресурсы (43%), из Германии в Россию — машины и оборудование (33%). В 2017 г. товарооборот между Россией и Германией стал вновь расти, увеличившись за первые три месяца на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $11,6 млрд. По инвестициям в российскую экономику Германия — лидер (более $16 млрд). Крупнейшие немецкие компании, работающие на территории России, — автоконцерн Volkswagen, производитель техники и электроники Siemens и фармацевтический производитель Novartis. Планируют локализовать производство в России автоконцерн Daimler (марка Mercedes) и фармацевтическая компания Bionorica SE. Опрос, проведенный Российско-германской Внешнеторговой палатой вместе с Восточным комитетом германской экономики в начале 2017 г., показал, что 63% немецких предпринимателей, сотрудничающих с российскими компаниями, в 2017 г. ожидают роста продаж, 40% считают, что могут увеличить количество сотрудников в России, а около 30% планирует вкладывать средства в российский бизнес. Четвертая промышленная революция открывает новые перспективы для сотрудничества. Германия одной из первых в мире начала массовое внедрение высоких технологий в производство. Полностью перейти к «Индустрии 4.0» планируется к 2030 г. Россия также начинает развитие этого направления. До 2035 г. в стране планируется построить 40 «фабрик будущего» — производств, где процессы происходят в цифровом пространстве, обходятся без участия людей или выстроены в технологические цепочки посредством промышленного интернета. В начале 2017 г. была утверждена «дорожная карта» проекта ТехНет, на реализацию которой будет направлено 15,6 млрд рублей (50% бюджетных средств и 50% — внебюджетных). Первые «фабрики будущего» появятся в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте "НАМИ", на УАЗе, Российском машиностроительном холдинге "Волгабас". Также цифровую фабрику предполагается создать для "Невского судостроительного завода" и Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит". В этом контексте Россия заинтересована в диалоге с иностранными партнерами, чтобы создать в стране максимально прозрачные условия для инвесторов, заинтересованных в наращивании уровня локализации и вложениях в высокотехнологичные производства.