Гуманитарное сопровождение экономинтеграции: фактор конкурентного преимущества бизнеса
Гуманитарная деятельность бизнеса в регионе присутствия формирует основу для его общественного признания – как в своей стране, так и за рубежом. А также работает на углубление гуманитарных связей между странами. В России этим пока занимаются только крупные корпорации. Основной инструмент гуманитарного сопровождения бизнеса в регионах присутствия – реализация программ корпоративной социальной ответственности (КСО). В программы КСО входят: социальные инвестиции в благотворительные фонды или помощь местным сообществам напрямую - через различные программы. Чаще всего компании инвестируют в поддержку детей, образование, социальную защиту, здравоохранение, развитие местного бизнеса через гранты и др. Есть примеры подобных проектов зарубежного бизнеса и в России: McDonald's финансирует гостиницу «Дом Роналда Макдоналда» в Казани и «Семейные комнаты» — это комплексы для комфортного пребывание детей с родителями при больницах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова и Чебоксар. ИКЕА сотрудничает с организацией «KidSave», помогающей адаптации бывших воспитанников детских домов, спонсирует проекты организации «Детские деревни SOS», направленные на предупреждение социального сиротства. Компания Нестле Россия реализует образовательный проект «Разговор о правильном питании», который базируется на российских кулинарных традициях. Компания Unilever стала инициатором создания Центра устойчивого развития бизнеса на базе Московской школы управления СКОЛКОВО. Российские компании, работающие на международных рынках, также стремятся использовать гуманитарный ресурс для успешного присутствия в регионе. Политику КСО реализуют за рубежом «Газпром», «Росатом», «ЛУКОЙЛ», «Транснефть», «ЕВРАЗ», «Русал», НЛМК, «НОВАТЭК», ТМК. «ЛУКОЙЛ» помогает местным сообществам во всех регионах своего присутствия. Дочернее предприятие компании, управляющее проектами по разведке и добыче нефти и газа на Ближнем Востоке, оказывает поддержку в урегулировании вопросов землепользования. Филиал в Азербайджане через благотворительные проекты развивает медицину, культуру, науку, образование. Поддержка оказывается русской общине и церкви. «Росатом» занимается оповещением местного населения о работе строящихся атомных станций, например, в Индии на площадке Куданкулам. Кроме того, для России характерна интеграция подобных бизнес-инициатив и политики государства в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Корпорации часто взаимодействуют с Российскими центрами науки и культуры (РЦНК) – подразделениями Россотрудничества. Бизнес выступает ключевым партнером при реализации политики России в области содействия международному развитию (СМР) в странах его «интенсивного присутствия» - СНГ, Китай, Индия, Вьетнам, Сербия и Турция. «Росатом» и Россотрудничество запустили программу по изучению потребностей людей в странах присутствия госкорпорации. Проведены гуманитарные экспедиции в Индонезию, Финляндию и Венгрию, рассматривается перспектива реализации программы в странах СНГ. В 2016 году на базе Российских центров науки и культуры (РЦНК) были проведены семинары о деятельности РФ в сфере содействия международному развитию в Таджикистане, Сербии, Киргизии и Армении. На встречах обсуждены инвестиционные проекты российских компаний, нацеленные на социальное и экономическое развитие стран. «Газпромнефть» вместе с представительством Россотрудничества открыли в Сербии русскую школу, организовали переподготовку учителей. В апреле 2017 года в Чехии на базе славянской гимназии при содействии РЦНК запущена пилотная международная школа «Росатома». Но работу по гуманитарному сопровождению российского бизнеса в странах Евросоюза может осложнить принятая в конце 2016 года резолюция Европарламента о борьбе с пропагандой третьих стран, включая Россию. Под действие резолюции попадает деятельность Россотрудничества.