«Видимая рука»: новая эра государственного капитализма
С начала 21 века происходит заметный рост влияния государств в мировой экономике. Это негативно сказывается на доходах акционеров, а также угрожает устойчивости экономик, где роль госкапитализма и так традиционно высока. О негативных эффектах высокой доли госучастия в России предупреждает ФАС, но государство пока не готово отказаться от контроля за системообразующими компаниями. Процессы, происходящие в мировой экономике в первое десятилетие 21 века, заставили говорить о новой эре государственного капитализма. Во многом это связано с увеличением доли в мировом ВВП развивающихся стран. По данным ОЭСР, в 2015 году среднее значение доли государственных расходов в ВВП 30 стран-участников организации составило 46,8%, а доля выручки государства в их экономике достигла 44,1%, что почти на 7% больше, чем в 2001 году. В списке 20 ведущих глобальных корпораций по версии журнала Forbes за 2016 год 7 компаний контролируются государством (все из КНР). По данным консалтинговой компании Ecstrat, 35% рыночной капитализации развивающихся стран приходится на госкомпании (в развитых странах – 4%). Госкомпании доминируют в странах Персидского залива (в Катаре и ОАЭ более 80% рыночной капитализации), а также Вьетнаме, Малайзии и Китае. Из развитых стран в топ-10 с наибольшей концентрацией госкомпаний входит только Норвегия (более 60%). В России этот показатель составляет около 50%. Рост глобальной капитализации госкомпаний приходится на 2005-2008 гг., что в первую очередь связано с высокими ценами на углеводороды. Но высокая доля госсектора в экономике развивающихся стран становится не только драйвером роста, но и источником проблем. Согласно исследованию 6600 публичных компаний из 61 страны, которое провела консалтинговая компания Ecstrat по заказу Copley Fund Research, миноритарные акционеры госкомпаний в период с 2005 по 2016 гг. получили совокупный доход менее 10%. За тот же срок доходность акций компаний, имеющих широкую форму собственности, составила 50%, а находящихся только в частной собственности – 100%. В 2016 году международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service указало, что китайская экономика сформировала слишком большую долговую нагрузку (280% ВВП), которая угрожает ее устойчивости. Большая часть задолженности приходится как раз на государственные предприятия. Китай намерен решить вопрос неэффективных государственных предприятий путем их закрытия либо рыночной трансформации. Нефтегазовый концерн Petrobras, контролировавшийся государством, считался системообразующим элементом экономики Бразилии. Но в конце 2015 года из-за деятельности менеджмента разгорелся сильнейший коррупционный скандал, который спровоцировал политический и экономический кризис в стране. Три четверти банковского рынка Индии приходится на государственные банки, которые в последние годы выдали большое число «плохих» кредитов инфраструктурным и сталелитейным компаниям. В результате, по словам президента финансовой группы IIFL Holdings Прабодха Агарвала, 70% банковской системы Индии парализовано, а госбанки не могут брать на себя новые риски, что создает дефицит оборотных средств в экономике страны. В проекте доклада о состоянии конкуренции в России, подготовленном в апреле этого года ФАС, констатируется, что одним из ключевых факторов, отрицательно влияющих на состояние экономики, «остается значительная доля хозяйствующих субъектов, относящихся к государственной собственности». Летом 2013 года правительство РФ утвердило прогнозный план приватизации госактивов на 2014-2016 гг. Но из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры в 2014-2015 гг. приватизация практически не проводилась. Ситуация изменилась в 2016 году: продажа 11% акций компании «Алроса», 19,5% акций «Роснефти» и контрольного пакета «Башнефти» принесла бюджету 1,15 трлн рублей, что позволило снизить бюджетный дефицит на 1,2%. В феврале 2017 года правительство РФ утвердило прогнозный план приватизации федерального имущества на 2017-2019 гг., которым, в частности, предусматривается прекращение госучастия в уставном капитале Новороссийского морского торгового порта, а также снижение госдоли в «Алросе», в «Совкомфлоте» и ВТБ. Планируется, что ежегодные поступления от приватизации в федеральный бюджет составят 5,6 млрд руб. без учета стоимости крупнейших компаний. Но пока государство не намерено отказываться от активного участия в экономике: на совещании по вопросам приватизации в феврале 2016 года президент Владимир Путин заявил, что контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием пока необходимо сохранять в руках государства.