Нужен ли нам транзит по Севморпути?
Несмотря на сложные климатические условия Арктики, внимание прилегающих государств и коммерческих структур к ее территориям не ослабевает. В экономическом плане регион интересен не только богатством месторождений нефти, газа (около 37% мирового запаса) и других полезных ископаемых, но и маршрутом транспортировки грузов. Северный морской путь (СМП) является одним из ценнейших богатств — транспортировка товаров из Азии в Европу через этот коридор обходится на порядок дешевле, нежели через южный путь, проходящий через Суэцкий или Панамский каналы. СМП также набирает свою значимость, как серьезный геополитический инструмент. Пока говорить уверено об успехах в этом направлении можно только в разрезе внутренних перевозок. Глава министерства транспорта РФ Максим Соколов в интервью «Известиям» отметил, что в 2016 года общий объем грузоперевозок по маршруту СМП вырос почти на 40% и составил около 7,5 млн тонн: «Основные перевозки — это экспорт добываемых в арктической зоне природных ресурсов и поставки жизненно важных товаров на Крайний Север». Но потенциальная перспективность СМП куда шире. Начнем с того, что этот коридор свободен от пиратов, которые останавливают и грабят суда в Аденском заливе и Южно-китайском море. Кроме того, здесь практически отсутствуют ограничения по водоизмещению судов: нет узких и мелких мест, как в Суэцком канале и Малаккском проливе. И самое важное, Северный морской путь значительно экономит время транспортировки — почти в три раза. Скажем, перевозка товара из Азии в Европу по СМП в среднем на 10−15 дней меньше, чем через Суэцкий канал. А это существенно сказывается на финансовой стороне вопроса. Так, в летний период себестоимость перевозки грузов в среднем на 33−35% ниже, чем через Суэцкий канал. Если добавить сюда безопасность маршрута и отсутствие ограничений для судов, то привлекательность этой «артерии» становится еще выше. С другой стороны север — это север, и самостоятельный проход судна без проводки и сведений из арктического штаба по Северному морскому пути невозможен. Даже летом ледовая обстановка может достаточно быстро поменяться. И там, где еще утром была чистая вода, к вечеру могут появиться айсберги. К тому же, чтобы получить доступ к передвижению по этой морской территории, корабль должен иметь соответствующие эксплуатационно-технические характеристики и гарантия того, чтобы при загрязнении окружающей среды России будет выплачена компенсация от торговой компании. Не допускается также судно с капитаном без опыта работы в ледовой акватории. А учитывая, что корпус грузового корабля не может быть шире корпуса ледокола, то и не все суда подходят для работы на трассе СМП. Кроме того, Администрация Северного морского пути пока не дает гарантию, что судно доставит грузы к месту назначения в срок, указанный в договорах. А для грузоперевозчика зачастую важна не скорость доставки, а соблюдение графика передвижения груза. Да, СМП короче, но если неожиданно льды заблокируют корабль, то весь выигрыш в скорости и стоимости перевозки груза будет нивелирован. На поддержание и разработку Севморпути для международного сообщения требуется колоссальные финансовые и материальные дотации в развитие инфраструктуры. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, РФ планирует привлечь в Арктику 4,8 триллиона рублей инвестиций — на такую сумму в Минэкономики рассчитали 145 проектов к майскому заседанию государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Из этой суммы 3,75 триллиона рублей поступят из внебюджетных источников. Для нормальной работы СМП необходимо увеличивать количество судов ледового класса — по оценкам рабочей группы Развития Арктики и Северного морского пути при правительстве РФ, к действующим судам нужно добавить как минимум 20. «Одно такое судно обойдется минимум в 80 миллионов долларов», — отметил ТАСС бывший директор федеральных и региональных программ «Норникеля», а ныне руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков. Кроме того, финансовая поддержка требуется для активизации работы штабов морских арктических операций запада и востока Арктики. Вложения в инфраструктуру СМП, для того чтоб он стал реальным конкурентом южным морским путям, требуются колоссальные, а вот насколько это нужно самой России — это большой вопрос. «Транзитные перевозки по Севморпути не принесут России большой выгоды», — считает доктор экономики Анна Мейзер. «Предположим пароход с грузом вышел из Киркенеса и разгрузился в одном из портов Аляски без остановки в российских портах. Россия как прибрежное государство во время этого рейса обязана нести аварийно-спасательную готовность, оказывать услуги связи, сообщать навигационную гидрометеорологическую информацию, при необходимости ликвидировать разливы нефти и так далее. После этого, возможно (если будет тяжелая ледовая обстановка), ледокол получит плату за проводку, а лоцман — лоцманский сбор. Но государство с лоцманского сбора получит только подоходный налог. А плата с ледокола, который принадлежит Атомфлоту, чуть уменьшит затраты на содержание этого предприятия, которому в последние годы было передано около 3 млрд рублей», — отмечает Мейзер. «К тому же США, Норвегия, Дания, Канада не прекращают борьбу за интернализацию Северного морского пути, и то что это борьба будет выиграна нами, совсем не очевидный факт». По мнению эксперта, если и развивать СМП, то развивать его надо не для обеспечения китайского, корейского и других транзитов, а для развития внутренних арктических территорий России. Справка Северный морской путь (СМП) это пространство, которое прилегает к северному побережью Российской Федерации и охватывает внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и экономическую зоны, ограниченное с востока морским пространством США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом Желания до архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские ворота и Югорский Шар. Транзитными трассами являются пути вдоль побережья Арктики с октября по май, исключая Берингов пролив, пролив Лонга и Карские Ворота. При сквозном передвижении на западном участке Северный морской путь наиболее благоприятным является в июне и июле, если идти через проливы Югорский шар и Карские ворота. В период с сентября по октябрь нужно обходить вокруг мыса Желания. В августе можно с одинаковой эффективностью использовать любое направление. Дальше по восточному участку наиболее удачным является движение по проливу Вилькицкого. Трассы моря Лаптевых и Новосибирских островов меняются в зависимости от сезона.