Корпорацией развития Северного Кавказа вместо ВЭБа будет управлять Минкавказ
Корпорация развития Северного Кавказа (КРСК) будет передана от Внешэкономбанка Министерству по делам Северного Кавказа для оптимизации управления, а все средства КРСК целевым образом пойдут на создание медицинского кластера и инвестпроектов, соответствующий проект правительственного постановления опубликован Минкавказом на regulation.gov.ru. Проектом постановления предлагается наделить Минкавказ «полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера акционерного общества "Корпорация развития Северного Кавказа"», 100% акций которого находятся в федеральной собственности, «а также установить, что средства, полученные АО КРСК из федерального бюджета, субсидии, взносы в уставный капитал, используются в целях создания медицинского кластера на территории Кавказских Минеральных Вод и реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа». Сейчас учредителем КРСК является Внешэкономбанк, владеющий 100% акций корпорации. Предложение о передаче акций государству разработано во исполнение поручения правительства на основании обращения главы ВЭБа, отмечается в пояснительной записке. Минкавказ не имеет возможности прямого влияния на деятельность КСКР, что затрудняет осуществление полномочий, а ВЭБ ориентирован на инвестиции в инфраструктуру, промышленность высокого и среднего передела и экспортное кредитование, тогда как КРСК рассчитана на инвестиции в агропромышленный комплекс, туризм и строительную индустрию, отмечают в Минкавказе: передача 100% акций КРСК в собственность РФ позволит гармонизировать цели и ответственность акционеров в управлении корпорации, ввести прямой контроль за расходованием бюджетных средств, оптимизировать и упростит процедуру формирования состава коллегиальных органов. КРСК была создана в 2010 по решению наблюдательного совета ВЭБа с целью развития инвестиционной среды СКФО. Уставный капитал КРСК по итогам I квартала после регистрации продажи акций составит 9,67 млрд руб., он сформирован за счет средств ВЭБа. Стоимость чистых активов на начало года оценивается в 5,844 млрд руб. По закону корпорация должна уменьшить уставный капитал до величины, не превышающей стоимость чистых активов, либо ликвидироваться. «С учетом данного требования в проект бюджета общества на 2017 год включено уменьшение уставного капитала общества путем сокращения номинала акции с 1000 рублей до 700 рублей без уплаты акционеру компенсации в связи с таким сокращением», — говорится в документе. В 2015 году стоимость активов КРСК возросла на 47%, в 2016 году до завершения работы независимого оценщика рост предварительно оценивается в 37%. В министерстве отмечают, что «за счет успешного выхода из проблемных проектов за два года удалось практически удвоить стоимость активов АО КРСК. Согласно принятому бюджету в 2017-2019 годах КРСК на увеличение уставного капитала путем допэмиссии акций предусмотрено 2,37 млрд руб., 5 млрд руб. и 5,1 млрд руб. по годам соответственно. Средства будут направлены на создание медицинского кластера и реализацию северо-кавказских инвестпроектов. Для развития кластера будет создана управляющая компания в партнерстве с мировыми операторами крупных медицинских объектов — GVM, VAMED, Villa Stuart. Входящие в состав СКФО являются дотационными и высокодотационными, потому необходимо увеличить налоговые поступления в бюджеты данных регионов, кроме того, «целях изменения исторически сложившегося негативного информационное поля в части инвестиционной привлекательности субъектов СКФО необходимо привлечение инвесторов и соответствующего капитала в регион», указывают в Минкавказе. Это невозможно осуществить без государственных средств, таким образом, необходимо изменение стратегии экономического развития данных регионов и вливание средств в экономически эффективные проекты, подчеркивают в министерстве. Финансироваться инвестиционная деятельность будет по трем основным направлениям: за счет средств, предусмотренных бюджетом на инвестпроекты и медицинский кластер в объеме 12,487 млрд руб., за счет софинансирования инвестпроектов со стороны ВЭБа, ФРП, Россельхозбанка, а также за счет средств институциональных инвесторов (инвесткомпании и фонды, пенсионные фонда и страховые компании), банков, зарубежных экспортных агентств и состоятельных индивидуальных инвесторов.