Российское производство сигарет за первые четыре месяца 2017 года резко сократилось — более чем на 20%, до 72,2 млрд штук. Эксперты выделяют несколько причин, приведших к столь существенному падению: это повышение цен на сигареты и переход многих курильщиков на электронные сигареты и вейпы. Продавцы подтверждают, что число вейперов в стране ежегодно увеличивается на 25%. За январь–апрель 2017 года, по данным Росстата, российские фабрики произвели 72,2 млрд штук сигарет. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель меньше на 22,5%. Хотя производство в апреле 2017 года по отношению к марту текущего года выросло на 10%. По данным Федеральной налоговой службы, объем российского рынка сигарет снижается ежегодно. В 2010 году он составлял 377 млрд штук, а в 2016-м — уже 284 млрд штук. Характерно, что сокращается не только производство, но и объемы реализации сигарет. Директор по коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова сказала, что с января по апрель нынешнего года падение продаж табачной продукции в штуках составило 12% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Основными причинами этого процесса она назвала общую тенденцию к здоровому образу жизни и популяризацию альтернативной табачной продукции — жевательного табака и электронных средств курения. Глава профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем Максим Королев сказал, что тенденция прироста потребителей электронных сигарет и вейпов устойчива последние несколько лет. Ежегодно вейперов становится больше на 25%. По итогам 2016 года количество пользователей электронных систем доставки никотина в России, по его данным, составляет 1,5 млн человек. Прогноз на конец 2017 года — до 2 млн человек. — Люди выбирают электронные системы и вейпы по одной простой причине — забота о здоровье. Они понимают, что не могут без никотина, но не хотят канцерогенов. При этом никотинозаменяющая терапия не всегда пользуется популярностью, так как сначала нужно признать себя больным, чтобы ее использовать, а курильщики в основном получают удовольствие от процесса, — сказал Максим Королев. Директор по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям «БАТ Россия» Яна Гуськова отметила, что объем производства неравномерно распределяется в течение года и по данным четырех месяцев сложно судить о состоянии рынка. — Уменьшение объемов производства — это долгосрочная тенденция для табачной индустрии. Продажи сигарет в России снижаются последние восемь лет. Это происходит потому, что доходы потребителей не растут так быстро, как табачные акцизы, — отметила она. — Рост цен вынуждает курильщиков переключаться на более дешевую и часто нелегальную продукцию, а законопослушным производителям приходится снижать объем выпуска. В 2017 году спад на рынке может превысить 6% по сравнению с 2016 годом. В этом году в России происходит самое значительное за последние годы повышение цен на сигареты, напомнила Яна Гуськова. Средняя цена пачки в результате превысит 100 рублей. С начала года в России выросли ставки акцизов на сигареты и папиросы, согласно статье 193 Налогового кодекса (НК). В 2016 году ставка составляла не менее 1680 рублей за 1 тыс. сигарет (акциз рассчитывается путем сложения его фиксированной и адвалорной частей, сумма должна быть не менее определенного значения). По плану в 2017 году акциз должен был вырасти до не менее 1930 рублей за 1 тыс. штук, но в НК были внесены поправки и скачок стал более ощутимым — до не менее 2123 рублей за 1 тыс. сигарет (+30%). Согласно НК, в 2018 году ставка составит уже 2335 рублей за 1 тыс. сигарет. Табачники сопротивлялись подобным поправкам, просили премьер-министра Дмитрия Медведева не повышать акциз так резко. Представитель JTI настаивает, что «с учетом роста ставки акциза в среднем стоимость пачки сигарет в рознице увеличится на 16 рублей — с 92 до 108 рублей». Но пока этого не произошло. В компании подчеркивают, что повышение будет происходить постепенно в течение года. Несколько экспертов на табачном рынке говорят, что производители нарастили объемы и запасы сигарет в конце 2016 года перед повышением акциза. Запасы предыдущего года по старым ценам производители распродают затем в течение нескольких месяцев, оттягивая таким образом повышение цены. Например, в 2016 году были случаи продажи сигарет одной популярной марки с датой производства на пачке — июнь 2015 года. Руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе согласился, что табачная отрасль обычно готовится к повышениям акцизов и нововведениям, делает запасы продукции. — Такая схема возможна потому, что сигареты облагаются налогом в момент производства. Часть продукции передается торговым сетям сразу, часть передается по уже заключенным договорам с поставщиками — какого-то единого подхода у производителей нет, — сказал Давид Капианидзе. Обсуждаемый сейчас проект антитабачной концепции Минздрава предполагает увеличение в России ставок акцизов до уровня не ниже европейского. Это не менее 134 рублей на пачку.