Виталий Голубенко: «У жителей создается обманчивая впечатление, что губернатор забрал деньги у города, ущемили новосибирцев»
Интервью с министром финансов Новосибирской области Депутаты новосибирского городского совета обсуждают необходимость вернуть в бюджет города 10% НДФЛ, отчисляемых в пользу облбюджета с 2015 года. Однако целесообразность увеличения отчислений НДФЛ в городской бюджет является дискуссионной, уверен министр финансов и налоговой политики Новосибирской области ВИТАЛИЙ ГОЛУБЕНКО. В интервью корреспонденту «Ъ» ТАТЬЯНЕ КОСАЧЕВОЙ глава регионального минфина заметил, что городским депутатам нужно не политизировать ситуацию, а обратить внимание на другие способы пополнения бюджета города. – Откликнется ли областная власть на просьбу депутатов горсовета? – К сожалению, я не участвовал в заседании горсовета, когда рассматривался этот вопрос. Узнал об обращении из публикаций в СМИ, однако к прочитанному отношусь с осторожностью, поскольку некоторые акценты могут быть переданы гипертрофировано. Но в целом хочу сказать, что меня такое решение горсовета огорчает. Подобные разговоры могут появиться только в том случае, если депутаты и представители мэрии поверхностно разобрались в повестке этого вопроса и неполно понимают систему бюджетных правоотношений, которая, напомню, встраивается в текущую макроэкономическую ситуацию. Взять, к примеру, ситуацию, когда в прошлом году федеральное правительство перераспределило из региональных бюджетов в пользу федерального часть налогов на прибыль: ранее 18% зачислялось в бюджет субъекта федерации, в 2017 году отчисления сократились на 1%. Была централизована четверть акцизов по нефтепродуктам. В абсолютном выражении наш регион лишился примерно 2,5 млрд руб. акцизов с нефтепродуктов. Когда мы осенью 2014 года проводили это сложное решение, по поводу перераспределения НДФЛ, мы говорили о том, что оно временное, до тех пор, пока доходная часть бюджета региона не начнет расти. И я до сих пор не отказываюсь от этих слов. В правительстве все понимают, что областной центр по состоянию инфраструктуры должен соответствовать уровню города миллионника. Однако последнего решения федеральных властей мы прогнозировать не могли. В тоже время никто из губернаторов не стал поднимать ажиотаж в отношении правительства РФ, требовать объяснений и вернуть отчисления. Если бы бюджет развития в регионе был бы эквивалентен 20 млрд руб., можно было бы о чем-то говорить, но этого нет. – Основанием для обращения, по оценкам депутатов, стало появление профицита в региональном бюджете в размере 5 млрд руб. Это рассматривается как маркер улучшения ситуации в регионе. – Насколько мне известно, начальник департамента финансов и налоговой политики мэрии Новосибирска Александр Веселков рассказал о тенденции, что за последние три года трансферты из бюджета региона на выплаты зарплаты росли, а отчисления на развитие города уменьшались. Он дал характеристику структуры трансфертов и сделал это правильно. Чтобы разобраться в ситуации давайте посмотрим историю вопроса и, в частности, на 2014 год, когда мы впервые столкнулись с большим дефицитом бюджетных ресурсов. Тогда области пришлось сократить программу развития в четыре раза, примерно с 19 млрд руб. до 5 млрд руб. В итоге мы перешли с кредиторской задолженностью в 7 млрд руб., которую включили параметры бюджета 2014 года. Во время своего выступления на минувшем заседании регионального правительства я отметил, что профицит в 5 млрд руб. – это не рост доходов в чистом виде. – Как тогда возник профицит? – Мы просто не стали увеличивать расходы областного бюджета в 2017 году относительно 2016 года. Мы профинансировали часть расходов на зарплату работникам образования не в январе этого года, а в декабре прошлого. За счет этого высвободили часть ресурсов. Также мы погасили всю кредиторскую задолженность в 2016 году. Мы сохранили переходящий остаток свободных ресурсов. Если сравнить первый квартал этого года с первым кварталом прошлого, расходная часть бюджета составила 23,1 млрд руб., что на 19,5% меньше, чем в первом квартале 2016 года. Доходная часть – 28,2 млрд. руб. (относительно января-марта 2016 года рост на 19,1% - «Ъ») В итоге появился профицит. Однако, чтобы все цифры правильно понять, их нужно анализировать с холодной головой, а не с предвзятым отношением. – Еще одно основание в пользу возвращения НДФЛ городу – рост муниципального долга до 84% от суммы налоговых и неналоговых доходов, а также сокращение объемов капвложений. – Чтобы более обстоятельно ответить на этот вопрос, расскажу предысторию ситуацию с перераспределением процента от НДФЛ. В июле 2013 года в бюджетный кодекс РФ внесли изменения, которые сократили обязательные нормативы отчислений по НДФЛ с 25% до 15%. Власти Новосибирской области понимали, что город сильно пострадает после применения этого нововведения. Осенью этого же года мы приняли решение на региональном уровне и внесли поправки в местное законодательство, тем самым вернув муниципалитету 10%. На тот момент на федеральном уровне были решено передать субъектам полномочия по организации дошкольного образования, системы здравоохранения. Начиная с 2014 года область стала предоставлять городу субвенции на сферу дошкольного образования. Из этих средств, в первую очередь, выплачивалась заработная плата сотрудникам. В 2014 году на эти цели было направлено 3 млрд руб. В 2014 году город еще получал 10% от НДФЛ, о которых сейчас идет речь. Область финансировала систему здравоохранения, поскольку районные поликлиники уже перешли в ведение региона. За те же медицинские учреждение, что еще оставались на балансе города, муниципальный бюджет получал субвенции. Их объем составлял около 1,2 – 1,3 млрд руб. В 2015 году экономика Новосибирской области стала складываться как карточный домик: теряли в платежах на прибыль, буксовали в платежах по упрощенной системе налогооблажения, формировалась недоимка в налоге на имущество, и мы не могли выходить с дефицитом бюджета в 10 млрд руб., приняли решение привести местное законодательство в соответствие с федеральными решениями. Я подготовил аналитическую справку по объемам отчислений из регионального бюджета в муниципальный. На сегодняшний день они сопоставимы с бюджетом Новосибирска. В 2014 году из областного бюджета в общей сложности было выделено 27 млрд руб. на финансирование различных вопросов городского хозяйства, 2015 году – 27,6 млрд руб., 2016 - 29,2 млрд руб. В 2017 год с учетом последних корректировок отчисления превысят 30 млрд руб. По данным на апрель планировалось 29,9 млрд. руб. – Есть ли у Новосибирска вариант увеличить собственные доходы за счет других трансфертов из областного бюджета? – Государственная программа управления общественными финансами предусматривает выделение субсидии на сбалансированность местных бюджетов. Если муниципальное образование перечислит недоимку в областной бюджет, то ему вернется 20% от этой суммы. Но, к сожалению, город ни на йоту не сдвинулся в этом вопросе в отличие от сельских районов. И на сегодняшний день три четверти всей недоимки по платежам в областной бюджет сконцентрированы в городе. Нам же вопрос подается так: давайте вернем часть НДФЛ и тогда город будет развиваться, но забывают, за счет чего они будут содержать всю сеть городских учреждений, на которые получают субвенции из городского бюджета. У жителей создается обманчивая впечатление, что губернатор забрал деньги у города, ущемили новосибирцев. – Какая будет реакция со стороны областных властей на заявление городских депутатов? – Губернатор и депутаты заксобрания удивлены такому построению диалога, непониманию в построении картины бюджетных правоотношении. Если резюмировать сегодняшние требования, давайте мы заберем последние ресурсы у села, где уровень жизни намного ниже, чем в городе, и отдадим их Новосибирску. Губернатор предложил перевести вопрос из плоскости политического ажиотажа в плоскость поиска решений. Для этого будет создана рабочая группа, в которую войдут специалисты и депутаты мэрии, области. Сформирована она будет после того, как губернатор и заксобрание получит обращение от горсовета. Обозначить сроки возвращения 10% НДФЛ на сегодняшний день трудно.